Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Религия и свобода духа. Ицхак Ройтман 25 сент. 2019 (1)



Часть первая.

Видео здесь. Продолжение здесь

Первый год в Иерусалиме. Иерусалимские встречи. Два Бет Мидраша

Ицхак: Я начну со своих каких-то новостей. Во-первых, недавно я отметил первый год своего пребывания в Иерусалиме. Как-то так получилась, что ровно год назад на Хай Элул я сидел в этом кабинете, это офис рава, у нашего рава Гинзбурга. И в какой-то момент пришла мысль: я переезжаю в Иерусалим. Я прожил в Нетании  4 года. Там мне было скучно и грустно. И я в какой-то момент, пришло какое-то решение: я поехал в Иерусалим. У меня заканчивалась аренда, она была до 15 сентября, оставалось полмесяца. Я решил, что я переезжаю и всё.

У нас тут есть такой сайт, который называется Яд-Штаим, где можно найти какие-то предложения. Зашел туда. Самое первое предложение, которое было в том районе, в котором я ищу, то есть в районе, где живут ученики рава Гинзбурга, называется Кирьят Моше. Первое предложение беру, звоню, говорю, «Я через несколько часов буду у вас». В тот же день мы подписали договор и недавно его продлили.

Для меня это не только какое-то географическое передвижение, но это раскрыло мне какие-то новые горизонты, которые из Нетании были не видны. Во-первых, я нашел такого человека как рав Вайнгорт, на уроки которого по Гемаре, по Талмуду езжу практически каждый день, но это не только уроки, это определенный взгляд на мир. Гораздо более приземленный, гораздо более соотносящийся с этим миром. И очень гармоничный, поэтому очень интересно. На меня больше воздействовали даже не уроки, на меня больше воздействовала его личность, его семья и так далее. Он из семьи мудрецов Торы на протяжении нескольких поколений. Он сам также выдающийся мудрец Торы, хотя ему только 40 лет. Это первая встреча, значимая для меня в этом году.

Недавно я встретил еще одного интересного человека. Я пошел в спортзал качать немножко мышцы. В нашем районе, Гиват Шаул, есть религиозный спортзал. Это вообще религиозный район. Я пошел в спортзал качаться и встретил там рава Ури Шерки. Все его имя, конечно, знают. И я подошел к нему, сказал: «Шалом, уважаемый рав», «Здравствуйте, я хочу быть у Вас на уроках. Где они происходят?». Он мне говорит, «Зайди в интернет и посмотри». Я захожу в интернет, смотрю. Это 15 минут пешком от моего дома. Каждое утро в 7:10 он дает десятиминутный урок по часам. Может остановиться посередине предложения, продолжение следует завтра.

Я первый из этих уроков перевел, «Великое воззвание». И хочу сейчас переводить еще один урок. Вообще, я в известном смысле ученик Пинхаса Полонского, я у него начинал учиться 30 с чем-то лет назад, в 1983 году, и с тех пор мы поддерживаем какие-то отношения. Я когда пришел к Шерки, я написал Полонскому, что мне очень нравятся его уроки. Он говорит, «Давай, если будешь переводить, будем тоже у себя вставлять». Получается тоже такое сотрудничество.

Для меня очень важно соединить эти два бет-мидраша[1], бет-мидраш рава Гинзбурга, к которому я отношусь уже 10 лет, и бет-мидраш гораздо более приземленный и гораздо более реалистичный, рава Шерки. Мне кажется, что они взаимно дополняют друг друга. Мне кажется, что одно без другого в принципе невозможно. И как-то судьба распорядилась, что мой приезд в Иерусалим ознаменовался тем, что я теперь отношусь к этим двум бет-мидрашам.

Вопрос: Хочу сказать, что недавно я последнюю статью читала. Спасибо вам огромное за такую работу. Очень хорошо переводите.

Ицхак: Какую из статей?

Вопрос: Последнюю. Меня вопрос затронул, когда вы говорите, что все религии падают (находятся в упадке), но духовность поднимается. Вот это я чуть-чуть для себя не поняла.

Ицхак: А это как раз «Великое воззвание». Как раз это уроки рава Шерки.

Вопрос: Понятно, что христианство, ислам поняла. Иудаизм тоже — я все поняла. Но когда Вы говорите, что духовность поднимается, что конкретно вы имеете в виду? Отношение людей или что? Вы среди религиозных находитесь. И так ваше мнение хотелось бы услышать, как учителя.

00:05:30

Ицхак: Очень хороший вопрос вы задаете. Это, на мой взгляд, центральная тема. Что такое религия? Религия — это какие-то модели. То есть, мы себе каким-то образом себе должны нарисовать Бога. И потом мы этому нарисованному Богу служим. Я понимаю, что это звучит ужасно, но это так. Религия — это все равно какая-то картинка. Я говорю, что Бог — это царь. Это картинка. Это не обязательно икона. Или я говорю, что Бог — это отец. Это тоже картинка. Правильно? Или я говорю, что Бог — это, например, праведник. Это тоже картинка, но немножко близкая к христианству, как все догадываются. Что есть кто-то, который за нас делает всю работу. Это всё картинки.

Новая духовность, не связанная с классическими религиозными «моделями»

Сейчас поднимается духовность, которая вообще не связана ни с какими «картинками». И когда человек, в котором пробудилась какая-то искра духовности внутри него, ему говорят, «Нет, это неправильная духовность. Правильная духовность — это посмотри на эту картинку. Это правильная духовность». А что такое «картинка»? Если Всевышний — это царь. У него есть мицвот, у него есть заповеди, у него есть соблюдение шабата, у него есть кашрут, у него есть миллион разных вещей в иудаизме. И если ты с этой картинкой не согласен…

Мицвот — это тоже картинка, правильно? Что такое мицвот? Говорится в Зоаре, и очень часто приводится в хасидизме, что 613 мицвот — это 613 органов «тела». Чьего «тела»? Зеер Анпин[2]. Зеер Анпин называется мелех (царь), «малка» на арамейском. И вот у этого Зеер Анпин есть 613 органов. И каждая мицва соответствует какому-то органу. Но это тоже картинка.

И сейчас поднимается духовность, которая не хочет «картинок». Они говорят, «Я не верю в Бога, который требует от меня разделять мясное и молочное. Я не верю в Бога, который требует от меня не кушать свинину. Зато я очень хорошо верю в Бога, который требует от меня быть порядочным человеком. Я очень хорошо верю в Бога, который требует от меня относится к пришельцам по-человечески. Я очень хорошо верю в Бога, который требует от меня, если я живу в этой стране, защищать эту страну». И это страшенный конфликт, который идет сегодня в иудаизме, что такое вера в Бога?

Вера в Бога — это все картинки, которые мы навешали себе за 2000 лет, а на них добавилось миллион других картинок. Это, в известном смысле, все наши книги. Все наши огромные тома, все наши огромные талмуды — это картинки, «которые» определяют определенную степень человеческого сознания, определенную модель служения всевышнему. Теперь, что получилось. Сознание человека выросло[3]. Он говорит: «эти картинки для детского сада, мне это не интересно. Это не та духовность, которую я чувствую внутри себя». Это диссонанс.

Что происходит? Мы возвращаемся к религии. А нам не рассказывают ничего. Нам говорят, что так версия иудаизма, которой придерживается «кирувник[4]» это единственный вариант, который есть. Понимаете? Человек возвращается к религии. И он начинает чувствовать, что на него что-то давит, его что-то стесняет. Он не понимает, что. Вроде бы религия — это правильно. Атеизм — это плохо, а религия — это хорошо. Но что-то здесь не так. Что-то здесь не стыкуется. Что не стыкуется? Рав Кук в этой статье очень хорошо отвечает: душа — это свобода. Почему он говорит, что религия вернется и дух вернется? Потому что дух — это стремление человека к свободе. Где это написано в иудаизме? Понятно, праздник Песах. Праздник Песах — праздник свободы.

Основа иудаизма — это стремление человеческого духа к свободе

Основа иудаизма — это стремление человеческого духа к свободе. И это суть иудаизма. Кто знает эту цитату: «Свободный человек это только тот, кто соблюдает Тору и мицвот[5]»? Это похоже на марксистское «Свобода — это осознанная необходимость». Декларация иудаизма — это стремление к свободе. Но что же происходит? Человек рвется к свободе. Человек рвется в духу. Дух и свобода — это одно и тоже. И он попадает в иудаизм. Они говорят, «На самом деле ты ищешь вот это».

00:10:03

И тут начинается… Эти евреи хорошие, а эти евреи плохие. Эти евреи соблюдают кашрут, а эти евреи не соблюдают кашрут. Сегодня получился жуткий конфликт между религией, которая должна быть, по идее, декларацией свободы, и между той версией религии, которую сегодня мы имеем, которая больше всего противоречит свободе. Это сегодня основной конфликт иудаизма, который я вижу у себя, на своей улице. Я думаю, что те, кто относятся к христианству, скорее всего, видят тоже самое у себя. Религия сегодня — это всё, что угодно, кроме свободы человеческого духа. И это балаган! Рав Кук говорит, почему пришел атеизм? Потому что религия сковывала человеческий дух. Дальше он говорит, что эта буря атеизма пройдет. И человечество вернется к свободе духа. Но этого не происходит. Человечество возвращается к религии. Оно повторяет старую ошибку.

Вот это то место, где баалей тшува[6] должен действовать. И люди, которые приходят из других народов, тоже должны действовать. Мы хотим религию, которая свобода. Мы хотим религию, которая не сковывает человеческий дух. Мы хотим религию, которая пробуждает наши человеческие качества. Но нам говорят: «Зачем? Есть готовые модели. Идите по ним». Готовые модели не работают.

К какой «версии» Вс-вышнего мы обращаемся?

Один из моих последних постов, вызвавших определенное обсуждение. У нас сейчас месяц элул на дворе, конец года. Мы все говорим, что Рош а-Шана — это «коронация царя». А перед тем, как короновать царя, царь выходит в поле. Вся эта история, которую так любят в Хабаде рассказывать.

Я написал пост, в котором я говорю, «А что, я понимаю, что такое царь? Я его никогда не видел». Это первая проблема. Вторая проблема, гораздо более серьезная. Написано, что «небесное царство подобно земному». И отсюда я могу сделать очень смелый вывод, что если сегодня на земле не осталось царей, то, может быть, на небе тоже не осталось царей? Система управления изменилась? Мы продолжаем обращаться ко Всевышнему, как к царю. Но он уже сменил оболочку. Он одел совершенно другую одежду. Мы продолжаем возвращаться к прошлой версии Всевышнего, но мы чувствуем, что это не работает, не стыкуется. Он нас не слышит.

Вопрос: Я с вами абсолютно полностью согласна. Понимаю, что что-то не так. Здравомыслящий человек это понимает. Я согласна с вами. Я даже могу сказать, я свою подругу встречала. Она вся соблюдающая, но в какой-то момент у нее произошло, что она все оставила, но при этом она говорит, это силы высшие. Но я пыталась с ней поговорить, насчет «семи заповедей» сынов Ноя. На данный момент человек не готов слушать. По крайней мере она от всего отошла. Человек сам не знает, во что он верит. Такое сейчас происходит.

Ицхак: Да. Что такое вера? Вера — это свет. Есть специальный псалом, который мы говорим все это время (месяц элул), который называется «Вс-вышний свет мой». Всевышний — мой свет. Человек ощущает веру как свет. Ни царь, ни отец, ни возлюбленный, ничего. Свет. Я чувствую какой-то свет в своей душе, который освещает мою душу, заставляет быть порядочным человеком, заставляет реагировать на какие-то несправедливости, заставляет вмешиваться в каких-то ситуациях, заставляет помогать людям. Это свет моей души. Вот религия. Вот суть. Все остальное — оболочки.

Храм в пустыне — «разрешенное» язычество

Одно из объяснений, почему построили храм в пустыне. Потому что когда Моше Робене увидел, что евреям нужен какой-то идол, он говорит, «Хорошо, сделаем им кашерного идола». Понимаете? Если они не могут жить без идола. Если им нужна какая-то вещественная модель, вот вам служение в храм. Служите храму. Такое очищенное рафинированное идолопоклонство, разрешенное идолопоклонство. Понимаете? Рав Шерки говорит на своем уроке, что такое страх перед наказанием? Это язычество. Это тоже язычество. Что, Всевышний стоит с плеткой? Он не стоит с плеткой. Но мы себе его так рисуем и не способны нарисовать иначе.

00:15:00

Модель хасидизма: «Из плоти своей узрю Б-га»

Тоже из моих идей в последнее время. Хасидизм называется «пнимиют Торы», «внутренней Торой», как мы знаем, да? Недавно мы отметили 18 элула, «хай-элул», день рождение Баал-Шем-Това. С рождением Баал Шем Това началась эпоха «пнимиют аТора». Это переводится как внутренняя Тора. Но когда мне говорят, «Внутренняя Тора», я все ровно ничего не понимаю. Может быть, можно как-то объяснить? Я думал, думал и придумал, как объяснить. Я придумал, что раньше Бог находился снаружи. А теперь Бог находится внутри. Понимаете? Раньше Бог был на небе. Дедушка, папа, царь, всё, что угодно. А сейчас Бог на земле, в душе. Это искра моей души. Основная модель хасидизма, которая звучит «мибсари эхзэ», «из плоти моей увижу Бога». Что значит, «из плоти»? Из моей души. Я нахожу Бога, прежде всего, внутри своей души. Я не нахожу его больше снаружи. Это называется «внутренняя Тора». Бог в душе. Все остальные модели устарели.

О «совместимости» религиозных моделей

Почему же хасидизм продолжает говорить про модель царя, отца и все остальное? Я это называю, на программистском жаргоне это называется «совместимостью». Знаете, что это такое? Находится какая-то новая версия программы, но она должна быть совместима со старыми версиями, потому что уже установлено миллион копий, 100 миллионов копий, да? Поэтому стараются, чтобы это было совместимо. Поэтому хасидут разговаривает сразу на нескольких языках. Он разговаривает на новом языке, языке души. На языке души нет ни награды, ни страха, ни наказания, ничего. Там есть совсем другие понятия. Там есть совесть, там есть любовь между людьми. Если внутри меня есть искра Бога, и в другом человеке есть искра Бога, когда я проявляю к нему уважение, это две искры, которые соединяются.

Неравномерность развития человеческого сознания

Это вообще другая система. Бог в этом смысле сейчас находится на земле. Внутри меня, внутри другого человека, внутри каждого из нас. Это сегодня основная модель. Сознание человечества развивается очень неравномерно. Есть люди, модель которых — это царь. Им невозможно ничего объяснить другого. Им дали царя. Есть люди, которых папа устраивает. Ты ощущаешь всевышнего как папу. Хорошо. Всевышний твой папа! Есть еще ступень. Хасидизм поднимается еще на одну ступень, называется доди. Доди — это мой друг, это мой возлюбленный. Вообще хорошо, шикарно. Но это все равно все еще снаружи. Это не внутри. Это не моя душа. Модель хасидизма, что Бог находится в душе человека. Всё. Искра. Как обнаружить этого Бога? Рав Кук говорит об этом лучше всех. Бог — это стремление человека к свободе.

Вопрос: Я правильно поняла? Как вы говорите, хасидизм — это божественная душа. Я правильно поняла?

Ицхак: Хасидизм использует основную модель Бога — это душа. Основная модель Бога в хасидизме — это душа. То есть, когда я гляжу на свою душу, я могу понять, что такое Бог. Можно сказать так, что моя душа — это искра огромного факела. На иврите это называется «авука» — факел. И есть искра этого факела. Каждая отдельная душа — это искра огромного факела, который называется Шехина. Когда я соединяюсь с другим евреем, я соединяюсь еще с одной искрой этого факела. И еще есть идея, что искра пытается слиться с факелом. Вот модель. Бог — это факел, а моя душа — это искра из этого факела. С одной стороны, в моей душе есть стремление к свободе и самореализации. А с другой стороны, есть стремление слиться с этим факелом. И в известном смысле на этом на борьбе между этими двумя стремлениями всё построено. Понимаете? Это полностью меняет всё. У нас нет книг, которые бы говорили об этом. Хуже всего, что у нас нет учителей, которые бы говорили об этом. Нигде.

Вопрос: Те вопросы, те темы, которые вы поднимаете, реально нигде невозможно прочитать. Спасибо огромное за то, что вы пишите статьи.

Религия зачастую превращает людей в роботов

Ицхак: Потому что люди приходят в религию, а религия их опускает! Она их превращает в каких-то роботов. Не думающих, не чувствующих, не понимающих, что происходит у них внутри. Мне очень повезло, что я попал к раву Гинзбургу. Многие вещи, о которых я говорю, я слышал у него. Если ты живой, ты чувствуешь это. От рава Кука также есть огромная волна энергии Торы.

Вопрос: Тогда еще такой вопрос. Как учитель, как бы вы поступили. Если человек хочет сделать первую ступеньку духовную, на ваш взгляд, что нужно человеку дать, объяснения какие-то дать, посоветовать? Хотелось бы услышать.

00:20:29

Доверять собственной интуиции

Ицхак: Во-первых, у человека есть собственная интуиция. Самое главное, сказать человеку, что у тебя есть интуиция, ты внутри знаешь, где ты должен быть, а всевышний покажет тебе путь. Слушай. Постоянно есть какие-то намеки, которые всевышний нам посылает. Как я нашел рава Вайнгорта, у которого я учусь сейчас? Мы сидели у одного общего знакомого. Всплыла его фамилия. Мне рассказали какую-то историю. Так я к нему и попал. Как я встретил рава Шерки? Я пошел в качалку, встретил там рава Шерки. И Всевышний постоянно организует нам какие-то намеки, куда мы должны идти. Если мы внимательны, мы видим их. Невозможно сказать другому человеку, что он должен делать, у каждого свое Провидение, своя судьба, и чужой путь ему не подходит.

Одна из вещей, о которых рабби Нахман предупреждает, что нельзя очень сильно советовать человеку, по какой дороге он должен идти. Потому что ты не знаешь. У него своя душа. У каждой души своя личная судьба. Свое личное провидение. Каждая душа в этом смысле — рисунок Бога. Каждый человек — это картинка Бога. У Бога 6 млрд лиц. Каждое лицо — это его «картинка». Если мы начинаем эту картинку замазывать, показывать ей какой-то свой путь. Человек должен знать, что у него есть свой путь. Каким-то образом сверху приходят какие-то указания. Общее указание состоит в том, что Бог находится на земле. То, что называется «моралью пророков», это быть человеком на земле. Чтобы увидеть Бога, будь человеком на земле, помогай людям, будь внимательным, помогай, вмешивайся, участвуй и так далее, во всем, что происходит вокруг тебя.

Взаимная ответственность

Тема последнего урока, который был перед Слихот[7], буквально несколько дней назад, на исходе субботы. Рав говорил, есть такое понятие арвут. В Торе оно относится чисто к еврейскому народу, но оно как бы глобальное. Арвут означает ответственность, взаимная ответственность. Моше Рабену в последний день своей жизни, когда они стоят на берегу Иордана, и Моше обращается ко всему Израилю, говорит, לעברך בברית ה’ אלקיך ובאלתו, «Ввести тебя в союз с Богом». И Раши[8] объясняет, что этот союз означает арвут, взаимную ответственность. До того, как евреи вошли в Израиль, они не отвечали друг за друга. Я хожу в свою синагогу, я молюсь своему Богу, той модели, которую я для себя выбрал — я хороший человек. Так это было до того, как вошли в Израиль. После того, как вошли в Израиль, это уже не работает. Ты отвечаешь. Ты отвечаешь за соседа справа, ты отвечаешь за соседа слева.

Где впервые это работает, кто может напомнить? Впервые это работает на штурме Иерихона, когда один из солдат берет из добычи. А было запрещено брать все из этого города. И тогда в следующем бою они терпят страшное поражение. И тогда начинает выясняться, в чем дело. Выясняется, что один из них взял то, что он не должен был брать. Начинает действовать арвут. «Все евреи, ответственны друг за друга».  Это закон арвут, это можно распространить на всё человечество. Я отвечаю за то, что происходит рядом со мной. Это жизненная позиция человека, с которой можно начать двигаться к религии, на мой взгляд. Религии, которая действительно возвышает душу, а не просто уводит меня в какую-то мистику. Я думаю так.



[1] Букв. «дом учения», другими словами, школа. Школа хасидизма и школа религиозного сионизма

[2] Одна из основных каббалистических структур, называемая «Малым Ликом». Вс-вышний в каббале это «малый лик»

[3] Основная тема статьи «Поколение» рава Кука

[4] Человек, «профессионально» занимающийся приближением людей к иудаизму

[5] Пиркей Авот

[6] Тот, кто возвращается к религии

[7] Специальные «покаянные» молитвы, произносимые в последнюю неделю уходящего года

[8] Один из основных комментариев на Тору в традиции иудаизма