Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Пгам брит поколения



Люди, которые говорят, что им не нужен живой Ребе — что это мне напоминает? Напоминает этого «мудреца» из сказки рабби Нахмана. Который силой своей «пилпулистики» «доказал» что царь не существует.

Так несколько известных пилпулистов в Хабаде силой своей пилпулистики и словесной эквилибристики доказали целому поколению хасидов, что не нужен живой Ребе, и достаточно «картинки» или видео.

Ни одному самому изощренному йецеру не пришло бы в голову такое придумать. Но хасид — он «знает своего Творца и восстает против него сознательно» — только хасид может такое придумать.

Иткашрут к праведнику — это тикун-а-брит. Это суть.

Человек, который нарушил брит — ему закрыты все выходы в духовность. Открытым текстом в Тании. У него нет никакого «выхода» на Ребе. К цадику, живущему здесь, в материальном мире — у него есть возможность подойти. Но йецер делает все, чтобы он не подошел. Чтобы он не исправил пгам, и нес это свой пгам дальше.

На самом простом, базисном, элементарном уровне, «пгам» означает зазубрина на ноже, как объясняется в Тании. Пгам означает потерю душевной чувствительности. Больше ничего.

Человек, у которого «чистый» брит — интуитивно чувствует другого человека. Чувствует его границы, чувствует дистанцию, чувствует как разговаривать, что можно сказать и что нет.

Человек который повреждает брит — все это теряет. Чем больше пгам — тем больше потеря душевной чувствительности.

И чем больше теряется чувствительность к духовности — тем более безумные идеи приходят в голову.

Но самая безумная из безумных — это идея, что вообще, нет никакого пгама, и не нужен никакой тикун, и поэтому достаточно Ребе на картинке.

***

Брит — это универсальный «коннектор», связывающий воедино душу и тело, материю и дух. Пгам брит — означает что душа поднимается наверх, а тело остается внизу, внешне живое, но внутри уже мертвое. И тогда нет ни Торы, ни Б-га, ни иудаизма, ничего. Остается один лишь голый материализм, прикрывающийся фиговым листком социальных функций религии