Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

647

Суббота «Мишпатим»

28 швата 5763 года

31/1/2003

О СВОБОДЕ И ПРОКОЛОТОМ УХЕ

Много всякого говорят о религиозных. К примеру, однажды в автобусе две пожилые олимки на редком в наши дни рафинированном петербургском-русском перемывали косточки досам, которые не ходят в армию. Дело привычное, я не стал огрызаться, но они сами стали обсуждать меня, как яркого представителя враждебного племени. И все бы ничего, если бы не такая мелочь: моя неприлично длинная и неприлично рыжая борода ниспадала на армейскую гимнастерку, а ехал я в отпуск из Кциёт (2 км. от Египта, северный край Синая). Но люди тем-то и отличаются от животных, что слух и зрение у них весьма селективно.

Самая, пожалуй, распространенная сказка о религиозных такова: слабые люди нуждаются в утешении, надежде, а особенно в том, чтобы за них решали. Люди с рабской психологией сбиваются в робкие стада — это и есть религиозные общины. Надо заметить, выдумка эта родилась не на еврейской улице, не в современном Израиле. Идея старая, психологически объяснимая: всякому атеисту хочется объяснить свой выбор не духовной поверхностностью, а свободолюбием.

Тора — не только Закон Жизни (Торат Хаим), но и закон свободы. Начало Израиля как народа лежит там, где кончается рабство. Тора говорит:

«А если скажет раб: я люблю своего хозяина, свою жену и своих детей — не выйду на свободу! Его хозяин приведет его к судьям, и подведут его к двери или к мезузе, и проколет хозяин ему ухо и станет его рабом навсегда».

Нет в еврейском языке ругательства более крепкого (хотя и вполне цензурного), чем эвед нирца — раб (с) проколотым (ухом). Раб, пренебрегший свободой, любящий хозяина, любящий сытое рабство, — нет человека ниже, презреннее.

Раби Шимон сын Раби (раби Йегуды гa-Наси) удивляется: почему еврейского раба, отказывающегося выйти из рабства, подводят именно к дверям и мезузе? И отвечает — дверь и мезуза были свидетелями чуда в Египте, когда в заслугу того, что евреи смазали косяки дверей кровью пасхальной жертвы, не боясь египтян, Всевышний миновал (пасах на иврите) их двери и вывел евреев из рабства на свободу, сказав: «Мне сыновья Израиля рабы», а не рабы рабов.

Раби Йоханан бен Закай, спрашивает, в чем провинилось именно ухо.

Еврей, слышавший на горе Синай: «Мне сыновья Израиля рабы», (а не рабы рабов) и «Пусть не будет у тебя других богов», и при этом все-таки предпочетший ярмо другого человека прямой власти Всевышнего заслуживает, чтобы прокололи его ухо!

Может быть, именно в этом и заключается судьбоносная ошибка тех, кто выбирает неверие из искреннего свободолюбия (это отнюдь не большинство атеистов): человек стоит не перед воображаемым выбором: быть свободным или рабом.

Он может выбрать только между признанием над собой власти Всевышнего или власти людей.

Ангелы в автобусе

Меир (для нас, ветеранов, — Марат) Левин порадовал читателей первой (дай Б-г, не последней) книгой. «Ангелы в автобусе». Книга, как бы поточнее выразиться, аппетитная и непричесанная. Написана тем самым языком, которым мы рассказываем майсы, этот стиль обычно убивает литературный редактор, а здесь его, видимо, просто не было. Рассказы короткие — ближе к анекдоту, чем к роману. Герои живые и узнаваемые. Интересно и то, что автор относится к некоей промежуточной группе: с одной стороны, он достаточно новенький и в наши бурные 70-80-е годы жил в стороне от еврейских дел, с другой стороны — не совсем и в стороне: его младший брат был заметной фигурой в еврейских кругах, а потом — раввином Грузии. А Меир смотрел на наши забавы со стороны и запоминал. А потом примкнул и такое написал….! 02-6527510

Беседа Ребе

В каждом из нас заложено врожденное природное желание поступать правильно. Однако в повседневной жизни это желание не всегда легко реализуется. Одно дело достигнуть на теоретическом уровне понимания того, что правильно, а что ложно, несколько другое — применить это понимание на практике, в реальной жизни.

Эти трудности не существуют для еврея, который следует в своей жизни Торе. Где бы он ни находился, в любой ситуации она обеспечивает его точным и всегда верным критерием оценки поведения. Законы и предписания Торы направляют, определяют каждую сторону его жизни. Отличие всеобщей мудрости от Торы состоит в том, что мудрость — это абстрактное знание. Заключения достигаются через мыслительный процесс, основанный на аксиомах, продуктах человеческого разума. Если возникают какие-то более привлекательные идеи или желания, они могут быть отклонены, их можно не заметить. В большинстве случаев мудрость позволяет нам решить, что правильно, а что нет, но она не обязывает нас что-то делать. Отсюда возможность непоследовательности. Врач прописывает пациенту соблюдение строгой диеты или комплекс упражнений, зачастую игнорируя их сам. Хотя теоретически он, вероятно, понимает, что подобное поведение угрожает его здоровью, знание этого не оказывает влияния на его образ жизни. Аристотель, чья мудрость заслужила уважение многих еврейских мудрецов, на вопрос о том, как можно примирить неблаговидное поведение, в котором он был уличен, с его этическим учением: «Не спрашивайте меня сейчас, сейчас я не Аристотель». Погруженный в философские размышления, он оставался Аристотелем-философом, как человек же он являлся другим существом. Подобная дихотомия не допускается Торой. Согласно Торе, мудрец не может действовать в противоречии с ней. Тора не считает ум, душу и наши возможности тремя отдельными сферами, вступающими в конфликт друг с другом. Она учит нас, как добиться гармонии всех сторон нашей личности, гармонии жизни. Десять заповедей, ниспосланны нам Всевышним в форме двух скрижалей. Первая из них включает пять начальных заповедей, законов, относящихся прежде всего к взаимоотношениям человека с Б-гом. Вторая содержит пять других заповедей, раскрывающих отношения между людьми. Обе скрижали даны как единое целое, что означает неразрывность обоих аспектов служения.

Пшат и драш

По исследованию Александра Львова. Окончание.

«Учитель наш — пророк, и я прислуживал ему, и то, что он написал, слуга его осуществляет».

В этом довольно прозрачном намеке Раши уподоблен Моше, а сам р. Там — его слуге Йегошуа. Как Моше, Раши только написал свой комментарий, уподобленный Торе, но не осуществил его (не ввел евреев в обещанную землю).

И теперь осуществлением занимается его ученик, знаменитый рабейну Там, под влиянием которого во Франции и Германии окончательно складываются институт раввинов и статус общины, и формируется тот еврейский мир, который войдет в историю под названием Ашкеназ.

Так видит связь событий рабейну Там.

Я хотел бы обратить внимание на мотив дарования Торы через Раши, который появляется в словах его внука.

Я полагаю, что это тот самый миф, которым еврейская традиция описывает происходящие в ней великие изменения.

Насколько мне известно, в терминах дарования Торы после горы Синай описывались еще два события.

Первый раз — во времена Эзры, в начале эпохи второго Храма, как о том свидетельствует Талмуд и мидраши.

Это был период разделения Торы на Письменную и Устную, формирования власти мудрецов, канонизации текстов Писания и нового отношения к ним.

Второй раз — во времена Раши, как об этом заявляет рабейну Там.

Это был период канонизации Талмуда, превращения его из живой традиции — в подлежащий изучению и комментированию текст, период формирования местной, независимой ни от какого центра власти «простых» людей и осознания этими людьми своей религиозной автономии.

Только в этих двух случаях нововведения затрагивали не какие-то отдельные части еврейской традиции, но ее сакральный центр — Письменную Тору.

Каждый раз в результате нового дарования Торы возникали новые возможности взаимодействия с текстом Писания и уже затем, как круги по воде, от этого центра расходились изменения, затрагивающие все сферы еврейской жизни.

Заслуга Раши, как ее понимает рабейну Там, не в том, что он открыл новый метод работы с текстом, а в том, что он добыл для себя и своих потомков новое право. Вполне возможно, что Раши подглядел формулу этого нового права в окружающей его жизни.

Но, переформулировав это право в терминах Талмуда, он сумел применить его к Писанию и освятил это право.

Он открыл для еврейской религии новые, прежде религиозно нейтральные земли — мир общинной жизни, объединяющей свободных людей.

Именно в эти, обещанные открытием Раши земли вводил рабейну Там последовавшее за ним ашкеназское еврейство.

Именно в этих землях был основан штетл, наполненный простым и возвышенным смыслом городок, поселок Писания — йешуво шель Микра.

Авторский голос Раши, вступающий в диалог со всей традицией, превращается в логоцентрический монолог у его последователей.

МИШПАТИМ

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый т выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть по краткое изложение главы — недостаточно. Изучая Гору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад гa-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

И вот правопорядки, которые изложишь пред ними. Если купишь раба-еврея, то шесть лет будет служить, а в седьмом выйдет на волю безвозмездно. Если одиноким придет, один выйдет; если же он женат, то выйдет жена его с ним. Если его господин даст ему жену и она родит ему сыновей или дочерей, то жена с ее детьми будет принадлежать ее господину, он же выйдет один. Но если скажет раб: Люблю моего господина, мою жену и моих сыновей, не выйду на волю, То приведет его господин его к судьям и подведет его к двери или к косяку и проколет его господин его ухо шилом, и тот будет служить ему навек. А если продаст человек свою дочь в рабыни, не выйдет она, как выходят рабы. Если нехороша она в глазах ее господина, который себе (в жены должен был) назначить ее, то пусть содействует ее выкупу; народу чужому не властен продать ее, вероломно с ней поступив. А если сыну своему назначал ее, то по дочернему праву пусть с нею поступит. Если другую возьмет себе, то ее пропитания, облачения и супружеского общения с нею не должен лишать ее. А если (ничего из) трех этих не исполнит для нее, то выйдет она безвозмездно, без платы. Тот, кто ударит человека, и он умрет, смерти предан будет. А если он не метал, но Б-г попустил ему под руку, то назначу тебе место, куда ему бежать. Но если злоумыслит человек против ближнего своего, чтобы убить его вероломно, от жертвенника Моего бери его на смерть. И тот, кто ударит своего отца или свою мать, смерти предан будет. И тот, кто похитит человека и продаст его, и он похищенный найден будет у него в руках, смерти предан будет. И тот, кто злословит своего отца или свою мать, смерти предан будет. И если вступят в ссору люди, и ударит человек ближнего своего камнем или кулаком, а тот не умрет, но сляжет; Если поднимется и будет ходить как прежде, то свободен ударивший; только (за) вынужденное безделье даст и (за) лечение. А если ударит человек своего раба или свою рабыню посохом, и умрет под его рукой, ему должно быть отмщено. Но если день или два проживет, ему не должно мстить , ибо его серебро это. И если подерутся люди и ударят беременную женщину, и выйдут (на свет раньше срока) дети ее, но не случится несчастье (с женщиной), то будет покаран (взысканием денежным), когда наложит на него муж той женщины (через бет-дин), и даст он по решению судебному. A если несчастье случится (с женщиной), то дай жизнь за жизнь. Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. Ожог за ожог, рану за рану, ушиб за ушиб. И если ударит человек в глаз раба своего или в глаз рабыню свою и погубит его (глаз), то на волю отпустит (раба) за его глаз. И если зуб раба своего или зуб рабыни своей выбьет, на волю отпустит его за его зуб.

И если рогами ударит вол мужчину или женщину, и (пострадавший) умрет, камнями будет побит вол, и не должно есть его мяса, а хозяин вола свободен.

А если вол бодливый он со вчерашнего и третьего дня, и уведомлен был его хозяин, но не устерег его, и он убил мужчину или женщину, то вол будет побит камнями, и также его хозяин будет умерщвлен.

Когда вира будет наложена на него, то даст он выкуп за душу его, какой наложат на него.

Сына ли забодает или дочь забодает, по этому положению поступить должно с ним.

Если раба забодает вол или рабыню, то серебра тридцать шекелей даст его господину, а вол будет побит камнями.

И если откроет человек яму или если выкопает человек яму и не покроет ее, и упадет туда вол или осел; то хозяин ямы заплатит, серебро возвратит его хозяину; а мертвое будет ему.

И если забодает вол человека вола его ближнего, и тот падет, то продадут живого вола и разделят пополам серебро за него и также мертвого разделят пополам. Но (если) известно, что вол бодливый он со вчерашнего (и) третьего дня, и не стерег его хозяин его, то заплатит волом за вола, а мертвый будет ему.

Если похитит человек вола или агнца и зарежет его или продаст, пятью быками заплатит за вола и четырьмя (из) овец за агнца.

Если в подкопе обнаружен вор, и ударили его (так, что) он умер, нет за него кровной вины. Если взошло солнце над ним, (есть) кровная вина за него. (За похищенное) должен платить: а если нет у него (чем платить), то продан будет за похищенное им. Если найдено будет в руках у него похищенное — будь то вол или осел или агнец живыми, вдвое заплатит. Если потравит человек поле или виноградник — пустит свой скот или потравит на поле другого — то лучшим (из) своего поля и лучшим (из) своего виноградника заплатит. Если выйдет огонь и охватит терн и сожжены будут стога, или хлеба, или поле, то должен платить произведший пожар.

НОВОЕ В ПАУТИНЕ

В «мировой паутине» (Интернете) много еврейских новостей. Прежде всего, на двух самых богатых (объемом информации, к сожалению, а не средствами) сайтах:

machanaim.org открыли специальный сайт-раздел для «практикующих» преподавателей Торы (методика, модулярные планы по различным темам, форум), учебные курсы по иуда-ике: основные идеи еврейских праздников, сотворение мира, человек и человечество, создание еврейского народа, курсы по книге «Шофтим», пяти свиткам, и книге Ионы, люди и эпохи в истории еврейской традиции, еврейские праздники (галаха, агада и философия), история сионизма и государства Израиль, еврейская семья , заповеди между человеком и его ближним.

Новые материалы:

Тамар Рос, Иегуда Гельман. Влияние феминизма на еврейскую ортодоксальную теологию.

Йосеф Бен-Шломо. «Поэзия жизни». Главы из учения рава Кука.

Э. Шаргородский. Проявления антисемитизма в современной Европе.

3. Дашевский. Курс лекций по книге Мелахим.

Э. Бормашенко. Серым по серому — статья о соотношении мистики и рационализма.

Шмуэль Мушник. Очерки о Земле Израиля.

О.Ефимова. Иудаизм и этические проблемы медицины.

«Не вари козленка в молоке его матери» Главы из книги. О запрете смешивать мясное и молочное — с объяснениями и картинками.

Беньямин Кац. Непогасшие искры.

П. Полонский. Религиозная ценность скептицизма.

О влиянии человека на космос.

Заповедь построения цивилизации.

Религиозный аспект радостей жизни.

«Бог есть любовь?»

Избранные отрывки из произведений Рабби Авраама Ицхака гакогена Кука.

chassidus.ru размещает неописуемое количество текстов, к сожалению, не всегда написанных по-русски (язык-то русский и буквы — кирилица, но по стилю материалы, порой, просто нечитабельны).

Интересное новшество: раввины в сети. На многих сайтах можно задать вопросы живым (иногда, очень живым) раввинам. Например, на jewish.ru отвечает на вопросы р. Йоси Херсонский, молодой, да ранний. И знания, и ум, и чувство юмора — хватило бы трем раввинам.

А вот на sem40.ru привлекли звезду первой величины: р. А. Штейнзальца. В первой «обойме» вопросов: иудаизм и спорт, курение, нееврейская музыка. И обычные «моя мать — нееврейка, но я — еврей и вот доказательства…», «я слышу голоса, меня программируют…»

Интереснейшее явление последнего времени — общинные сайты. Например, горские евреи создали отличный сайт с форумом, знакомствами и даже музыкой. Как можно догадаться, адрес сайта — juhur.narod.ru.

Ну и, разумеется, не без конкурентов: juhuro.com, отмечу забавный материал на форуме: «смешанные» браки между евреями разных общин.

Дал бы нам Б-г только такие «смешанные» браки.

Грустное впечатление по-прежнему производит сайт «Швут Ами» www.shvutami.org.il. Материалов стало побольше, но сайт все еще хромает. Жаль, сил у них достаточно, могли бы поднять и этот проект на приличный уровень.

Нельзя не отметить может быть и бесполезную, но такую приятную инициативу jewish.ru — уничтожение антисемитских и нацистских сайтов. В эти минуты статистика такова: уничтожено 82% сайтов.