Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

630

Ноах

5 хешван 5763 года

11/10/2002

ДВА ПРАВЕДНИКА

Странно, что рассказ о почти состоявшемся уничтожении человечества Тора начинает словами о святости Ноаха. Еще более странна формулировка «совершенным был в своих поколениях».

Создается впечатление, что не все так просто с этим праведником. Есть мудрецы, по мнению которых Hoax «был праведником только в своих поколениях, а если бы жил в эпоху Аврагама, то не считался бы праведником». По мнению других, наоборот: он был праведником «даже в своих злодейских поколениях, и уж тем более был бы праведным, если бы жил в поколениях более достойных».

С точки зрения второй группы толкователей, картина раскрашена в контрастные тона: Hoax — полный праведник, его поколение — совершенные злодеи.

А вот с точки зрения первой группы, высказывающей осторожное сомнение в праведности Ноаха, история куда сложнее. «Сказал р. Берахия: Моше более любим Торой, чем Hoax. Hoax, названный вначале «праведником» (Бытие 6:9), опустился затем до простолюдина, «человека земли» (Бытие 8:20). Моше же, названный вначале «египтянином» (Исход 2:19), поднялся в конце жизни до «человека Б-га» (Второзаконие 33:1).

Но почему мы сравниваем Ноаха именно с Моше? Почему бы не выбрать эталон попроще, меру помягче?

«Ор Самеах» утверждает, что есть только два тип праведников. Одни уединяются, посвящая себя исключительно Торе, другие оставляют свои интересы и стремления ради дел общества. Люди склонны считать первых более праведными, чем вторых.

Но история Ноаха учит обратному: уединившись с Богом и отрешишись от проблем своего поколения, Hoax оказался праведником «в своих поколениях», то есть недотянул до планки истинной праведности. Более того, из пары цитат, приведенной в мидраше, мы видим деградацию Ноаха до уровня «человека земли». Моше, у которого личное совершенствование оказалось оттесненным на второй план, а вся жизнь была посвящена нуждам народа, и далеко не всегда именно высоким духовным, а порой и просто бытовым нуждам, поднимается «от доблести к доблести».

Эпоха Ноаха — эпоха катастрофы. «И развратилась земля перед Б-гом, и наполнилась земля злодеянием». Нет, Hoax не молчит, как можно было бы ожидать от отшельника: «он обличал свое поколение, говорил им: покайтесь, а если не покаетесь — Всевышний наведет на вас потоп» («Сангедрин» 108). Так в чем же обвиняют Ноаха комментаторы? И почему его проповедь не была услышана поколением?

Мидраш Танхума рассказывает удивительную историю: «Когда Всевышний приказал Ноаху: «Сделай себе Ковчег из кедрового дерева», то пошел Hoax, посадил кедры, срубил, распилил и сделал из них ковчег. Современники спрашивали его: «Зачем эти кедры, зачем этот ковчег?..» Hoax же отвечал им: «Всевышний собирается навести потоп на Землю, и Он приказал мне, чтобы я сделал ковчег, чтобы могли спастись я и моя семья». Современники же смеялись над его словами.

Hoax не говорит с людьми, он только отвечает на их недоуменные вопросы. Он не выходит к людям, скромно трудится у своего дома, отесывая кедровые бревна.

Hoax оказался не вполне праведным не потому, что не сделал того, что требовал от него Всевышний. Более того, мы доподлинно знаем, что он педантично исполнял все повеления Творца.

Но у него, такое складывается впечатление, не болело сердце за соседа, за человечество, за весь мир. Грешники вызывали у него не столько жалость, сколько справедливый гнев. Вот он их и предупреждал, а не спасал. Обвинял, а не уговаривал. Иное дело — Моше: когда сказал ему Всевышний: «Теперь же оставь Меня, и возгорится Гнев Мой на народ, и Я уничтожу их…» , он ответил: «Если не простишь грех их, то сотри меня из Книги Твоей» (Исход 32:32).

И, как разнятся два типа праведников, так разнится и исход их деятельности: поколение Ноаха предано смерти, поколение Моше — прощено.

Сказанное касается не только праведников «высшей лиги», но и середнячков, таких, как мы с вами.

HOAX

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы — недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад га-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

Hoax муж праведный, совершенным был в своих поколениях, с Б-гом ходил Hoax.

И породил Hoax троих сыновей: Шема, Хама и Иефета.

И извратилась земля перед Б-гом, и наполнилась земля непотребством.

И сказал Б-г Ноаху:

— Конец всякой плоти настал предо Мною, ибо наполнилась земля непотребством из-за них, и вот Я истребляю их с земли.

Сделай себе ковчег из дерева гофер, с отсеками сделай ковчег, и осмоли его изнутри и снаружи смолой.

И вот каким сделай его: триста локтей — длина ковчега, пятьдесят локтей — его ширина, и тридцать локтей — его высота.

Просвет сделай в ковчеге, и в локоть сведи его сверху; и дверной проем ковчега сбоку помести, с нижним, вторым и третьим ярусом сделай его.

А Я, вот Я навожу потоп, воды на землю, чтоб погубить всякую плоть, в которой дух жизни, под небесами; все, что на земле, погибнет.

И Я установлю Мой завет с тобою; и войдешь ты в ковчег, ты и твои сыновья, и твоя жена и жены твоих сыновей с тобою.

И от всего живого, от всякой плоти, но паре от всякого введи в ковчег, чтобы оставить в живых с тобою; пола мужского и женского будут они.

И сделал Hoax, как повелел ему Б-г. И сказал Г-сподь Ноаху:

— Войди ты и весь твой дом в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в поколении этом. От всякого скота чистого возьми себе по семи, самца и его самку; а от скота, который не чист, двоих, самца и его самку. Также от птицы небесной по семи, самца и самку; чтобы животворить потомство на поверхности всей земли. Ибо спустя еще семь дней Я дождь дам на землю сорок дней и сорок ночей, и сотру Я все сущее, Мною созданное, с лица земли.

И сделал Hoax, по всему, как повелел ему Г-сподь.

А Ноаху шестьсот лет.

И потоп был водами на земле.

И вошел Hoax и его сыны, и его жена и жены его сынов с ним в ковчег, от вод потопа. От скота чистого и от скота, который не чист, в от птицы и всего, что ползает по земле. По два пришли они к Ноаху в ковчег, мужского и женского пола, как повелел Б-г Ноаху.

И было спустя семь дней: воды потопа были на земле.

В шестисотом году жизни Ноаха, во втором месяце, в семнадцатый день месяца, в сей день раскрылись все источники бездны великой, и окна небесные открылись.

И был дождь на земле сорок дней и сорок ночей.

И умножились воды и понесли ковчег, и поднялся он над землей, и плыл ковчег по водам. И покрыли воды все высокие горы на пятнадцать локтей. И погибла всякая плоть, что ползает по земле, из летающего, из скота, и из животного, и из всего кишащего, что кишит на земле и все люди. И остался лишь Hoax и те, что с ним в ковчеге.

И вспомнил Б-г Ноаха, и всякое животное и всякий скот, который с ним в ковчеге, и провел Б-г дух утешения по земле, и утихли воды. И остановился ковчег на горах Арарата. В десятом месяце, в первый день месяца показались вершины гор. И выпустил Hoax ворона, и летал тот, пока не высохли воды на земле. И выпустил он голубя. Но не нашел тот места для ноги своей и возвратился в ковчег. И ждал он еще семь дней, и вновь он выпустил голубя.

И прилетел к нему голубь с оливковым листом в клюве. И ждал он еще семь дней, и выпустил он голубя, и тот больше не возвратился к нему. И говорил Б-г Ноаху так:

— Выйди из ковчега, ты и твоя жена, и твои сыновья и жены твоих сыновей с тобою и всякое животное, которое с тобой

И вышел Hoax, и построил жертвенник Г-споду, и взял он от всякою чистого скота йот всякой чистой птицы и вознес всесожжения на жертвеннике. И сказал Г-сподь в сердце Своем: «Не буду более проклинать вновь землю из-за человека, ведь побуждение сердца человеческого худо с юности его, и не буду более поражать все живое».

И был на всей земле один язык и слова единые.

И сказали люди друг другу: «Давайте построим себе город и башню, а вершина ее в небесах, чтобы нам не быть рассеянными по всей земле!»

И сказал Господь: «Вот народ один, и язык один у всех их, и такое стали делать, ничто не помешает им любую прихоть исполнить. Смешаем им язык, так что они не поймут один речь другого».

И рассеял Г-сподь их оттуда по всей земле.

Хасидское слово

Сказано в книге псалмов царя Давида: «Всевышний дает прозрение слепым, Всевышний распрямляет согбенных, Всевышний любит праведных». С чего это праведники упомянуты среди калек?!

Говорил раби Симха-Бунем:

— Во-первых, подлинный праведник всегда с несчастными, больными, со всеми, кто нуждается в его помощи.

Во-вторых, не случайно здесь упомянуты именно слепые и согбенные: не таковы ли подлинные праведники — не видят грехов народа своего и склоняют голову перед Всевышним.

В-третьих, есть ли в мире больший калека, чем праведник, осознающий, что он праведник?!

Беседа Ребе

Тора рассказывает о том, что воды потопа хлынули на землю с двух сторон: «воды бездны» хлестали из-под земли, а из «небесных окон» обрушились воды небесные.

Тора — не сборник занимательных историй. Тора — закон Всевышнего и каждое слово в ней имеет силу закона для каждого еврея в любую эпоху.

Что же мы учим из истории о потопе? Воды потопа, верхние и нижние, это намек на хорошо знакомые каждому из нас проблемы. Каждого еврея в его служении Всевышнему захлестывают воды этого мира: нижние воды — заботы о пропитании, житейские проблемы, и верхние воды — духовные проблемы.

Как спастись от них? Всевышний говорит Ноаху: «Войди в ковчег (тево)». Среди многих значений слова «тева» мы находим не только «ковчег», но и «слово». И спасение от вод потопа, которое Hoax нашел в ковчеге, мы находим в слове Торы: «Войди в него и оно защитит тебя».

Это не значит, что человек должен спрятаться в ковчеге-слове от всего мира. Это не значит, что он может с безразличием отвернуться от людей с их проблемами, сказать: «Свою-то душу я спас!»

Тора не ставит точку после слов «войди в Ковчег-Слово ты», но продолжает: «… и жена твоя, и дети твои, и жены детей твоих». Человек должен искать спасение от вод потопа и может найти его в словах Торы, но убежище он должен искать не для себя одного, но и для семьи, учеников («ученики названы сынами») и для своего ближнего и дальнего окружения — для каждого еврея. Всех их ты должен ввести в единственное надежное убежище — слово Торы.

Известны слова р. Рашаба: «Всем известно, что каждый еврей, и великий ученый, и простой ремесленник, должен каждое утро исполнить заповедь о тфилин. Знайте же, что в той же мере обязан каждый еврей изо дня в день посвятить время, мысль, физические и материальные усилия делу воспитания детей».

Возникает вопрос, почему ребе уподобил этот долг именно заповеди о тфилин? Есть много не менее важных заповедей.

Объяснение этому высказыванию мы находим в хасидском толковании заповеди: тфилин — это полное подчинение сердца и мозга Всевышнему.

Точно также, говорит р. Рашаб, надо всем сердцем и всеми интеллектуальными усилиями обеспечить еврейским детям еврейское воспитание.

И, когда еврей «выкладывается», делает все возможное для того, чтобы его дети не оставили Тору и заповеди. Всевышний дает ему и силы, и благословение, и успех.

СЕМЬ ЗАПОВЕДЕЙ СЫНОВ НОАХА

Когда Всевышний даровал Тору народу Израиля и заключил с ним вечный союз, были также провозглашены заповеди для иных народов, известные, как заповеди сыновей Ноаха (библейского Ноя, от которого происходит все человечество).

Эти заповеди относятся ко всем людям мира, без исключения, независимо от их религиозных убеждений, национальности, гражданской принадлежности и т.д.

Все законы Торы можно разделить на три части.

Первая группа законов содержит заповеди для всего человечества «Законы сыновей ноевых» — «Торат Бней Hoax».

Вторая часть законов обращена к еврейскому народу, на который возложена обязанность служить примером для остального человечества. Для этого евреям были даны дополнительные заповеди.

Третья часть постановлений Торы относится к коганим — священникам из еврейского народа — исполняющим службу в Иерусалиском Храме.

Установления, предписанные коганим, не касаются остальных евреев, а законы, данные евреям не распространяются на другие народы.

Тем не менее, законы Торы позволяют любому человеку, который добровольно изъявил желание быть частью еврейского народа, совершить переход в еврейство, если, конечно, его желание искренне.

Однако Тора исходит из того, что каждый на своем месте может исполнять волю Творца, и нет особой необходимости стремиться стать евреем.

Каждый, кто выполняет Семь заповедей Ноя, относится к праведникам народов мира и имеет удел в грядущем мире.

При этом необходимо, чтобы заповеди выполнялись именно потому что их дал Всевышний, а не потому, что они кажутся логичными или полезными.

Семь заповедей потомков Ноя:

1. Запрет идолопоклонства. Этот запрет включает в себя запрет веры в идолов и иные силы, кроме Б-га, запрет отрицания существования Б-га.

Идолам запрещено поклоняться даже по принуждению, запрещено и изготавливать их, даже в том случае, если человек сам им не поклоняется.

Запрещено клясться именем идолов и интересоваться языческими культами.

Запрещено изображать идолов даже для украшения.

Некоторые включают в эту заповедь запрет колдовства, гадание с целью узнать будущее, запрет составлять гороскопы, запрет ворожбы, запрет любовной магии, запрет спиритизма, «вызывания» мертвых.

2. Запрет разврата. Он подразумевает запрет прелюбодеяния (связь с замужней женщиной), запрет кровосмешения с близкими родственниками, гомосексуализма, скотоложства.

А с незамужней женщиной не разрешено иметь отношений против ее воли.

Женщина считается замужней, когда пара решила пожениться и начала жить супружеской жизнью (желательно наличие церемонии).

При законном разводе (так как это принято в данном месте) муж или жена свободны для заключения нового брака.

Особо выделен запрет на кастрацию людей и животных, на скрещивание разных видов деревьев и животных.

3. Запрет убийства людей.

Запрещено убивать не только здорового человека, но и смертельно больного (даже по его желанию), а также человеческий плод (аборт, кроме случаев, когда сохранение жизни плоду угрожает жизни матери).

Человек обязан беречь свое здоровье, принимая все рекомендации врачей.

Самоубийство запрещено.

Разрешается защищать себя и других людей, применяя силу.

Убивать врага на войне можно — но только при обороне.

Запрещается бить людей.

4. Запрет есть мясо живого животного.

Он включает запрет употреблять в пищу мясо или кровь от не умерщвленного предварительно живого существа.

При некоторых видах убоя не все органы разрешены в пищу.

Например, при перерезании шеи нельзя есть внутренние органы, связанные с трахеей и пищеводом.

5. Запрет Б-гохульства — то есть запрет проклинать Б-га или неуважительно о Нем говорить.

Запрещено основывать новую религию.

6. Запрет кражи.

Он включает в себя также запрет задерживать зарплату наемного рабочего, запрет утаивания налогов, обмана в торговле, невыплаты долга.

Украденное надо вернуть во всех случаях, однако, находку возвращать не обязательно.

7. Заповедь судопроизводства.

Нужно назначать судей, выносящих приговоры в гражданских делах по справедливости, как принято в данном месте.

Судьям запрещается брать взятки.

Самосуд строго запрещен. Надо отметить, что во время Синайского откровения заповеди сынов Ноаха были только повторены, даны же они были самому Ноаху на шестнадцать поколений раньше.

Точнее, уже Адам получил шесть заповедей. Считается, что у него не было запрета есть часть от живого, потому что до Потопа все люди на Земле были вегетарианцами.

В нашем изложении есть только основные моменты, вообще же каждая заповедь включает десятки подпунктов. В наше время в мире действуют сотни организаций «Сынов Ноаха».