Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

626

Гаазину

7 тишрей 5763 года

13/9/2002

ВОДОЧЕРПИИ И ГЛАВЫ НАРОДА

Письмо Любавичского Ребе ко всем евреям в канун Йом Кипура 5732 (1971()года.

Всем сыновьям и дочерям Израиля, где бы они не находились — благословение и пожелание здоровья и мира!

В Рош-га-Шана все мы, евреи, приняли на себя «иго царства Небесного», с тем чтобы это решение раскрылось впоследствие в каждом дне нового года.

Об этом сказано в молитве:

«Раскрой Славу Царства Твоего нам!»

С одной стороны сказано:

«Вы стоите сегодня все вместе…», — все евреи в день Рош-га-Шана вместе предстают перед Творцом, находясь в состоянии полного единства душ.

С другой стороны, в продолжении фразы подчеркивается неоднородность внутри этого «вместе»: различие в уровне личности между «главами вашими» и «водочерпиями вашими».

Несмотря на видимое противоречие, сказанное отражает особый род единства евреев («кома шлема»), подобное цельности тела, в котором голова, руки, ноги выполняют различные функции и не равны по своей значимости, но, в то же время, составляют единое целое и дополняют друг друга до единого целого.

В дни, соединяющие Рош-га-Шана с Йом-Кипуром я хочу вспомнить слова Алтер ребе.

Иногда, говорит Ребе, пятка выполняет роль лидера, — голова вынуждена следовать за ней.

На материальном уровне мы видим: несмотря на то, что функцией головы является управление телом, именно ноги переносят тело, включая голову, с одного места на другое. Все в этом мире отражает реалии мира духовного.

Важно понять, каким же образом случается, что ноги ведут голову, о чем это говорит в духовном плане? Основное отличие глав народа, мудрецов, (на духовном уровне) — разум — способность к рациональному служению. «Водочерпии» же совершают механическую работу и в духовных терминах их служение можно описать как исполнение своего долга без излишнего мудрствования. Как же может «водочерпий» занять место «главы народа», да еще так, что «главы народа» будут следовать за ним?

И еще один вопрос. Всевышний проявил свою Волю в заповедях. Может ли, в принципе, еврей практически исполнить Волю Всевышнего в точности и во всех деталях?

Порой возможности человека столь ограничены, что даже такая великая сила, как самопожертвование не может помочь: можно из самопожертвования спрыгнуть с крыши на землю, но даже тот, кто готов пожертвовать своей жизнью, не может запрыгнуть на крышу обратно.

Краткий ответ на эти вопросы:

В выполнении заповедей действие является основным.

С другой стороны, высочайшей ценностью является и чувство, и та духовная работа, которая заключена в практическом выполнении заповедей.

Парадоксальным образом, именно ощущая ограниченность своих возможностей, неспособность исполнить Волю Всевышнего даже ценой самопожертвования, еврей через чувство горечи и неудовлетворенности, приходит к такой глубокой связи со Всевышним, Торой и заповедями, которая недостижима никаким другим образом.

В таком случае, он не только не получает наказания за невыполнение заповеди, но и, более того, получает награду за то, что по-настоящему хотел выполнить ее.

И, что еще важнее, душа еврея благодаря глубине пережитого, приближается к совершенству, незнакомому тем, кто постигает Всевышнего только разумом.

Так «водочерпий» становится выше «главы», ведет «главу» за собой.

Истинная боль сердца о неисполненной заповеди (один из важнейших аспектов тшувы), придает особую высоту еврейскому единству.

Гаазину

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы — недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад га-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

ВНИМАЙТЕ, НЕБЕСА, И Я ЗАГОВОРЮ,

И УСЛЫШИТ ЗЕМЛЯ РЕЧИ УСТ МОИХ. ПОЛЬЕТСЯ КАК ДОЖДЬ УЧЕНИЕ МОЕ,

БУДЕТ СТРУИТЬСЯ КАК РОСА РЕЧЬ МОЯ, КАК ДОЖДЬ НА ЗЕЛЕНЬ, КАК КАПЛИ НА ТРАВУ.

КОГДА ИМЯ Б-ГА ПРОИЗНЕСУ, ВОЗДАЙТЕ СЛАВУ ВСЕСИЛЬНОМУ НАШЕМУ!

ТВЕРДЫНЯ ОН, СОВЕРШЕННО ДЕЯНИЕ ЕГО, ИБО ВСЕ ПУТИ ЕГО — ПРАВЕДНЫ;

ВСЕСИЛЬНЫЙ ВЕРЕН, И НЕТ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ, ПРАВЕДЕН И СПРАВЕДЛИВ ОН.

ПОГУБИЛИ СЕБЯ, НЕ СЫНЫ ОНИ ЕМУ ИЗ-ЗА ПОРОЧНОСТИ ИХ,

ПОКОЛЕНИЕ УПРЯМОЕ И ИЗВОРОТЛИВОЕ. Б-ГУ ЛИ ВОЗДАЕТЕ ВЫ ТАК,

НАРОД ПОДЛЫЙ И НЕУМНЫЙ?! ВЕДЬ ОН ОТЕЦ ТВОЙ, ГОСПОДИН ТВОЙ!

ОН СОЗДАЛ ТЕБЯ И СОТВОРИЛ ТЕБЯ! ПОМНИ ДНИ ДРЕВНОСТИ,

ПОЙМИ ГОДЫ ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ, СПРОСИ ОТЦА ТВОЕГО, И СКАЖЕТ ОН ТЕБЕ,

СТАРЦЕВ ТВОИХ, ОНИ РАССКАЖУТ. КОГДА ВСЕВЫШНИЙ ДАВАЛ УДЕЛЫ НАРОДАМ,

УСТАНОВИЛ ОН ГРАНИЦЫ ПО ЧИСЛУ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ. ИБО ДОЛЯ Б-ГА — НАРОД ЕГО, ЯАКОВ — УДЕЛ ЕГО.

НАШЕЛ ОН ЕГО В СТРАНЕ ПУСТЫННОЙ, В ХАОСЕ, ВОЕ ПУСТЫНИ;

ОГРАЖДАЛ ОН ЕГО, ОПЕКАЛ ЕГО, БЕРЕГ ЕГО, КАК ЗЕНИЦУ ОКА СВОЕГО.

КАК ОРЕЛ СТЕРЕЖЕТ ГНЕЗДО СВОЕ, НАД ПТЕНЦАМИ СВОИМИ ПАРИТ,

РАСПРАВЛЯЕТ КРЫЛЬЯ СВОИ, БЕРЕТ КАЖДОГО, НЕСЕТ НА КРЫЛЕ СВОЕМ,

Б-Г ОДИН ВОДИЛ ЕГО, И НЕТ С НИМ БОГОВ ЧУЖИХ.

ВОЗВЕЛ ОН ЕГО НА ВЫСОТЫ ЗЕМЛИ, И ЕЛ ОН УРОЖАЙ ПОЛЕЙ;

И ПИТАЛ ОН ЕГО МЕДОМ ИЗ СКАЛЫ И МАСЛОМ ИЗ КРЕМНИСТОГО УТЕСА,

МАСЛОМ КОРОВЬИМ И МОЛОКОМ ОВЕЧЬИМ, И ЖИРОМ ЯГНЯТ, И БАРАНОВ ИЗ БАШАНА.

И КОЗЛОВ, И СОКОМ ОТБОРНОЙ ПШЕНИЦЫ, И СОК ШИПУЧИЙ ВИНОГРАДА ПИЛ ТЫ.

И РАЗЖИРЕЛ ЙЕШУРУН, И СТАЛ БРЫКАТЬСЯ, РАЗЖИРЕЛ ТЫ, РАСТОЛСТЕЛ, РАЗДАЛСЯ,

И ОСТАВИЛ Б-ГА, ПОНОСИЛ ТВЕРДЫНЮ СПАСЕНИЯ.

ДОСАЖДАЛИ ОНИ ЕМУ ЧУЖИМИ БОГАМИ И МЕРЗОСТЯМИ ГНЕВИЛИ ЕГО.

ЖЕРТВЫ ПРИНОСИЛИ БЕСАМ, НЕ ВСЕСИЛЬНОМУ,

БОГАМ, КОТОРЫХ НЕ ЗНАЛИ И ОТЦЫ ВАШИ. ЗАЩИТНИКА, СОЗДАВШЕГО ТЕБЯ, ЗАБЫЛ ТЫ,

И ЗАБЫЛ ВСЕСИЛЬНОГО, ТЕБЯ СОТВОРИВШЕГО. И УВИДЕЛ Б-Г, И ВОЗНЕГОДОВАЛ,

ИБО РАЗГНЕВАЛИ ЕГО СЫНЫ И ДОЧЕРИ ЕГО. И СКАЗАЛ ОН: «СОКРОЮ ЛИК МОЙ ОТ НИХ, УВИЖУ,

КАКОВ БУДЕТ КОНЕЦ ИХ, ИБО ПОКОЛЕНИЕ ИЗМЕННИКОВ ОНИ,

СЫНЫ, В КОТОРЫХ НЕТ ВЕРНОСТИ. ОНИ ДОСАЖДАЛИ МНЕ НЕБОГОМ,

ГНЕВИЛИ МЕНЯ СУЕТОЙ СВОЕЙ,

А Я БУДУ ДОСАЖДАТЬ ИМ НЕНАРОДОМ,

НАРОДОМ ПОДЛЫМ ГНЕВИТЬ БУДУ ИХ. ИБО ПЫЛАЮЩИЙ ОГОНЬ — ГНЕВ МОЙ,

И СЖИГАЕТ ОН ДО ГЛУБИН ПРЕИСПОДНЕЙ, И ПОЖИРАЕТ ОН ЗЕМЛЮ И ПЛОДЫ ЕЕ,

И ОПАЛЯЕТ ПОДНОЖИЯ ГОР. НАШЛЮ Я БЕДСТВИЯ НА НИХ,

ВСЕ СВОИ СТРЕЛЫ ВЫПУЩУ В НИХ. ИЗНУРЕНЫ ОНИ БУДУТ ГОЛОДОМ

И ОХВАЧЕНЫ ЖАРОМ И МОРОМ ЛЮТЫМ, И ЗУБ ЗВЕРИНЫЙ НАШЛЮ Я НА НИХ

И ЯД ПОЛЗУЧИХ ГАДОВ. ИЗВНЕ БУДЕТ ГУБИТЬ МЕЧ,

А ИЗ ДОМОВ — УЖАС, И ЮНОШУ И ДЕВИЦУ, РЕБЕНКА И ЧЕЛОВЕКА СЕДОВЛАСОГО.

И СКАЗАЛ Я: ПОЛОЖУ ИМ КОНЕЦ, СОТРУ У ЛЮДЕЙ ПАМЯТЬ О НИХ;

ЕСЛИ БЫ НЕ ОСТЕРЕГАЛСЯ Я ГНЕВА ВРАГА, ЧТОБЫ ПРИТЕСНИТЕЛИ ИХ НЕ ВОЗОМНИЛИ:

‘РУКА НАША ОДОЛЕЛА, А НЕ Б-Г СДЕЛАЛ ВСЕ ЭТО’. ИБО ЭТО НАРОД, ПОТЕРЯВШИЙ РАССУДОК.

БУДЬ ОНИ УМНЫ, ПОНЯЛИ БЫ ЭТО, ОСОЗНАЛИ, КАКОВ БУДЕТ КОНЕЦ ИХ.

КАК БЫ МОГ ОДИН ПРЕСЛЕДОВАТЬ ТЫСЯЧУ, А ДВОЕ ОБРАТИТЬ В БЕГСТВО ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ,

ЕСЛИ БЫ НЕ ОСТАВИЛ ИХ ЗАЩИТНИК ИХ, Б-Г НЕ ВЫДАЛ БЫ ИХ?

ИБО НЕ ТАКОВ ПОКРОВИТЕЛЬ НАШ, КАК ИХ ПОКРОВИТЕЛЬ, ДАЖЕ ВРАГИ НАШИ ЗНАЮТ!

ВЕДЬ ОТ ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ СДОМА ЛОЗА ИХ И С ПОЛЕЙ АМОРЫ; ВИНОГРАДИНЫ ИХ —

ВИНОГРАДИНЫ ЯДОВИТЫЕ, ГРОЗДЬЯ ГОРЬКИЕ. ЯД ЗМЕИНЫЙ — ВИНО ИХ, ЖЕСТОКИЙ ЯД ГАДОВ.

ВЕДЬ СОКРЫТО ЭТО У МЕНЯ,

ЗАПЕЧАТАНО В ХРАНИЛИЩАХ МОИХ. КОГДА СПОТКНУТСЯ ОНИ

И СКОРО НАСТУПИТ уготованное им

ИБО РАССУДИТ Б-Г НАРОД СВОЙ И ЗА РАБОВ СВОИХ ОТОМСТИТ,

КОГДА УВИДИТ ОН, ЧТО ИСТОЩИЛАСЬ СИЛА, И НЕТ ЗАЩИЩЕННОГО И ИЗБАВЛЕННОГО.

И СКАЖЕТ ОН: ГДЕ БОГИ ИХ, ТВЕРДЫНЯ, У КОТОРОЙ ИСКАЛИ ОНИ ЗАЩИТЫ?

КОТОРЫЕ ЕЛИ ЖИР ЖЕРТВ ИХ, ПИЛИ ВИНО ВОЗЛИЯНИЙ ИХ?

ПУСТЬ ВСТАНУТ ОНИ И ПОМОГУТ ВАМ, ДАДУТ ВАМ УБЕЖИЩЕ!’.

СМОТРИТЕ ЖЕ НЫНЕ, ЧТО Я — Я ЭТО, И НЕТ ВСЕСИЛЬНОГО, КРОМЕ МЕНЯ;

Я УМЕРЩВЛЯЮ И Я ОЖИВЛЯЮ, Я ПОРАЖАЮ И Я ИСЦЕЛЯЮ,

И НЕТ СПАСЕНИЯ ОТ РУКИ МОЕЙ. ВОТ, ВОЗНЕСУ Я К НЕБУ РУКУ МОЮ И СКАЖУ:

ЖИВ Я ВОВЕКИ! КОГДА ЗАОСТРЮ Я СВЕРКАЮЩИЙ МЕЧ МОЙ

И СТАНЕТ ВЕРШИТЬ ЗАКОН РУКА МОЯ, ОТОМЩУ Я ВРАГАМ МОИМ

И НЕНАВИСТНИКАМ МОИМ ВОЗДАМ. НАПОЮ СТРЕЛЫ МОИ КРОВЬЮ,

И МЕЧ МОЙ ПОЖИРАТЬ БУДЕТ ПЛОТЬ, КРОВЬ УБИТЫХ И ПЛЕННЫХ,

ГОЛОВЫ РАЗГРОМЛЕННОГО ВРАГА. ПРОСЛАВЬТЕ, ПЛЕМЕНА, НАРОД ЕГО,

ИБО ЗА КРОВЬ РАБОВ СВОИХ ОТОМСТИТ ОН, И МЩЕНИЕ СОВЕРШИТ НАД ВРАГАМИ ИХ,

И ИСКУПИТ ЗЕМЛЮ СВОЮ И НАРОД СВОЙ.

Беседа Ребе

«Внимайте, Небеса» — здесь слышна интонация, с которой обращаются к находящемуся рядом, тогда как слова «услышит земля речь уст моих» подчеркивают некую удаленность. Не должно ли быть сказано наоборот?! Нет, сказано: «Моше был близок к Небесам и «далек от земли» (Сифри, Гаазину, Зогар, 2866),- именно потому и говорит он: «Внимайте, Небеса, я говорить буду, и услышит земля речь уст моих». Мидраш добавляет, что Ешаягу был «далек от Неба и близок к земле», и потому он говорил: «Слушайте, Небеса, и внимай, земля» — слова эти зеркально противоположны словам Моше (1:2).

Что же мы должны извлечь из этого противопоставления, ведь «Тора» означает «указание», и каждое ее слово должно содержать для нас практическое повеление и поучение.(3огар, III, 536)?

Когда Моше говорит «Внимайте, Небеса, я говорить буду, и услышит земля речь уст моих», имеется в виду, что всякий еврей должен стремиться к Небесам и к тому, чтобы освободиться от земных оков. Но если даже Ешаягу, величайший из пророков, был ближе к земле, чем к небу, то как же Тора требует большего от каждого еврея?! Если же близость к Небу достижима для любого еврея, почему же Ешаягу не смог этого достичь и подняться на такой уровень?

И еще одно не может не удивить нас: две фразы (произнесенные Моше и Ешаягу) не являются изолированными цитатами из разных эпох. Мудрецы с уверенностью утверждают, что Ешаягу произнес слова о близости к земле и отдаленности от небес как прямое продолжение слов Моше (Сифри; Ялкут, Аазину, Ремез 942).

Но если пророк говорил о себе, сопоставляя свое состояние с состоянием Моше, он не мог не осознавать, что ему подняться на уровень Моше куда легче, нежели другим людям.

Следует предположить, что Ешаягу считает свое состояние более высоким, нежели состояние Моше.

Он не жалуется на свою слабость, приземленность, но, напротив, говорит о том, что его путь — продолжение пути Моше, следующая, еще более высокая ступень духовного восхождения. Взойдя на уровень, где пребывал Моше, — «вблизи Небес», Ешаягу смог добиться большего — быть «рядом с землей». А поскольку его слова также часть Торы, они ниспосланы всем евреям.

Чтение Торы тесно связано со временем: каждый отрывок говорит о том, что особенно важно в данный момент (Ор га-Тора, Ницавим), поэтому чтение слов Моше не случайно приходится на время Грозных дней, время самоанализа. Изучение слов двух пророков должно выстроить перед нами истинную иерархию ценностей.

РАМБАМ, «МИШНЭ ТОРА»

Законы о тшуве

(Из книги)

Человек обладает свободой воли. Пожелает он пойти по пути добра и быть праведником — ему дано это; пожелает пойти по пути зла и быть грешником — у него есть и такая возможность. Об этом сказано в Торе:

«Вот, человек стал единственным; от него — познание добра и зла» (Берешит 3:22) — то есть, человеческий род — единственный в мире, обладающий способностью самостоятельно, своим собственным разумом и сознанием, познавать добро и зло и поступать, как он того пожелает, и никто не помешает ему творить добро или зло. И поэтому далее сказано:

«Как бы не простер он руку…» (Брейшит, 3:22).

Да не придет тебе на ум, о чем говорят глупцы из других народов и большинство невежественных евреев: что Всевышний решает перед тем, как человек появляется на свет, кем тому быть — праведником или злодеем. Это неверно. Всякий может стать праведником, как Моше-ра-бейну или злодеем, как Йоровам, мудрым или глупцом, милосердным или жестоким, скупым или щедрым и так далее. И нет никого, кто бы заставлял его, или решал за него, или влиял на выбор им одного из двух путей, — лишь он сам, по своему разумению, направляется по тому пути, который изберет. Об этом сказал Ирмеягу:

«Из уст Всевышнего не исходит [повелений о] зле и добре» (Эйха, 3:38) — то есть Творец не заставляет человека быть праведным или грешным. А раз так — преступник сам виноват в своей греховности, и потому ему подобает плакать и скорбеть о том, что сделал он со своей душою; поэтому сказано далее:

«О чем будет скорбеть живой человек?

Он да скорбит о грехах своих» (Эйха, 3:39).

Продолжая свою мысль, Ирмеягу говорит, что так как нам дана была свобода воли и мы по своему усмотрению совершили все эти злодеяния, нам следует вернуться с раскаянием ко Всевышнему, оставить свой дурной путь — ведь и сейчас наша воля свободна; об этом говорится далее: «Обдумаем свои поступки, и исследуем их, и вернемся к Господу» (Эйха, 3:40).

Этот принцип имеет основополагающее значение для всей Торы и всех заповедей, как написано: «Смотри, Я предлагаю вам сегодня жизнь и добро, смерть и зло» (Дварим, 30:15) . И еще сказано:

«Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие» (Дварим, 11:26)

— то есть, выбор в ваших руках, и все, что человек пожелает, он может совершить — любой из возможных поступков, хороший или дурной. И поэтому сказано: «О, если бы ваши сердца так трепетали предо Мною [все дни]» (Дварим, 5:26) — то есть Творец не заставляет людей делать добро или зло и не решает это за них, но сердца людей — в их власти.

Если бы Б-г решал, быть человеку праведником или грешником, или если бы была какая-либо причина, которая от рождения человека влекла его по какому-то определенному пути, или вынуждала его принять определенный образ мыслей, или определяла его моральные качества, — как фантазируют об этом глупцы-астрологи, — как же [Всевышний] мог бы отдавать человеку повеления через пророков: «поступай так-то», «не поступай так-то», «исправьте пути ваши», «не поддавайтесь злому началу в себе»? Ведь, по их мнению, или все это было предопределено, когда человек появился на свет, или заложенные в нем природные качества неодолимо влекут его к этому. Какой смысл имела бы тогда вся Тора?

По какому праву и по какой справедливости наказывается грешник или вознаграждается праведник? Неужели Судья всей земли не рассудит?

Ты можешь удивиться и спросить: «разве человек может поступать как пожелает, разве действия его зависят от него самого, разве может что-либо произойти в мире без дозволения Творца, без того, чтобы была на то Его воля? Ведь написано: «Все, что пожелает, делает Господь на небе и на земле» (Тегилим, 135:6) . Знай, что все — по воле Его; пожелал Создатель, чтобы огонь и воздух стремились вверх, а вода и земля — вниз, небесные сферы вращались и все творения в мире обладали свойствами, которыми Ему было угодно наделить их; точно так же пожелал Он, чтобы воля человека была свободной и он был бы властен над всеми своими поступками, и чтобы ничто не вынуждало его к определенным действиям и никакая сила не влекла его к ним; но чтобы он сам, руководствуясь разумом, данным ему Б-гом, совершал все, что человек в силах совершить.

И потому он судим за дела свои: если делает добрые дела — вознаграждают его, если творит зло — карают. Об этом говорили пророки: «Из-за вас самих было так» (Малахи, 1:9), «Они сами избрали свой путь» (Йешаягу, 66:3).

И об этом сказал Шломо: «Радуйся, юноша, юности своей… но знай, что за все это приведет тебя Б-г на суд» (Когелет, 11:9) — то есть, знай, что тебе дана возможность поступать как вздумается, и потому ты в будущем дашь ответ перед судом.

Если спросишь ты: «Ведь Всевышнему известно все, что произойдет, еще до того, как это случилось. Знает ли Он, что человек станет праведником или грешником? Если предположить, что Он знает, что человек будет праведником, то получится, что тот не может не стать праведником; если допустить, что, хотя Ему и известно, что человек будет праведником, человек может все-таки стать грешником — то это не истинное знание». Знай, что ответа на этот вопрос не вместят все земные просторы и вся ширь морская; он включает в себя множество основополагающих законов и понятий, высоких, как огромные горы. Однако ты должен знать и понимать следующее: как мы уже объясняли во второй главе «Законов об основных принципах Торы», Всевышний, благословен Он, знает обо всем, но знание это не является чем-то отличным от Него, как у людей, которые не тождественны своему знанию, но Он, да превознесено будет Его Имя, и Его знание — тождественны. Человеческий разум не в состоянии по-настоящему понять это так же как невозможно постичь сущность Самого Творца: «Не может узреть Меня человек и остаться в живых» (Шемот, 33:20), — так невозможно постичь и сущность знания Создателя. Об этом сказано: «Не Мои мысли — ваши мысли, и не пути ваши — Мои пути» (Йешаягу, 55:8). Мы не знаем, каким образом Всевышний знает обо всех творениях и обо всем происходящем, но мы должны твердо знать, что поступки человека — в его собственных руках, и Всевышний не принуждает его и не решает за него, поступить ли ему так или иначе. И не только предание учит нас верить в этот принцип; он убедительно доказуем с помощью логики. И поэтому говорили пророки, что человека судят за его поступки. И это — основополагающий принцип в словах пророков.