Суббота «Лех-Леха»
12 хешван 5763 года
18/10/2002
ОСЕННИЙ РАЗГОВОР
Сам видел, сам слышал. Если бы эту историю писал Шолом-Алейхем, персонажи наверняка обменялись бы ролями: молодая мама была бы научно подкованной и прогрессивной, а седая бабушка - религиозной и темной.
Но времена меняются, в нашем рассказе все наоборот. По Иерусалимскому району Рамот идет типичная еврейская семья из России: девочка «почемучного» возраста, ее мама и бабушка. Впрочем, семья не вполне типичная: на маме парик, знак принадлежности к ортодоксальному еврейству.
Осень, ветер гонит по земле красно-желтые листья, на деревьях тоже почти не осталось зеленых пятен.
- А почему листики красные? - вопрошает кроха на том удивительном русском, который достаточно чист («сохраним русский в семье!»), но уже окрашен акцентом и скоро вовсе выйдет из употребления.
Мама и бабушка отвечают хором и это делает разницу в ответах особенно заметной:
Мама (голосом странствующего проповедника конца XIX века): «Потому что Всевышний заботится о каждом листке и осенью меняет летние цвета на зимние».
Бабушка (голосом ботанички 30-х годов прошлого века): «Чтобы пережить зиму, деревьям нужны большие запасы азота, крахмала и белка. Летом это дает хлорофилл, он окрашивает листья в зеленый цвет. Осенью он распадается и в листьях остаются только желтые и красные вещества — ксантофилл и каротин».
Кто прав? Об этом - далее, а пока скажу одно: дитя жалко! Не даром диссонирующим хором звучат мама и бабушка. На фоне иерусалимской короткой осени разыгрывается великая трагикомедия нашего времени: диалог глухонемых. По ошибке его нарекли конфликтом науки и религии. А ведь два взаимоисключающих ответа в равной степени неполны.
Мне, случайному свидетелю разговора, так и хотелось спросить у мамы: «А как именно Всевышний красит листья? Покупает ли Он краску в «Тамбуре» или у Него есть свои, специальные? не называются ли они, случайно ксантофиллом и каротином?»
А у бабушки хотелось спросить: «А каким образом приводится в действие механизм разложения хлорофилла и не обусловлен ли он сложной, многофакторной связью всех процессов в природе? А если да, связан, то не называется ли эта великая связь всего со всем «волей Всевышнего»?
Но не спросил, воспитание не позволило. А жаль. Ведь каждый остался доволен собой и глух к словам другого. И никогда они не узнают, что вовсе и не спорили, а просто говорили о разных аспектах одного и того же процесса.
Есть средневековая притча, которую сохранили и рассказывают бухарские евреи. Четыре путника: перс, грек, араб и турок, нашли монетку. Слишком мала она была, чтобы делить на всех. Решили купить угощение послаще. Вот только не могли договориться: перс хотел купить ангур, грек - стафил, араб - эйнаб, а турок - узюм. Спор наверняка кончился бы мордобоем, если бы прохожий полиглот не купил им виноград (он же ангур, стафил, эйнаб, и узюм).
Одно из важнейших свойств человека образованного и интеллигентного - широта взглядов и универсализм. Но эпоха энциклопедистов давно миновала и люди (даже настоящие интеллектуалы) все чаще спорят не о сути, а о терминологии, спорят о несовместимости узюма и ангура.
Глава «Лех-леха» начинает рассказ о первом богоискателе Аврааме, нашем праотце. Его великое мировоззренческое открытие состояло в том, что все в мире взаимосвязано и едино.
Он не только открыл Единого Творца, но и осознал единство мира.
Собственно, ошибаются те, кто считает его основателем монотеизма. Монотеистом был и Адам. Авраам сказал человечеству: нет в мире места хаосу случайных сил. Природа бесконечно сложна, но иерархична и подчинена единому порядку и Единому Творцу.
Он красит листья осенью, макая кисть в склянки с ксантофиллом и каротином, смешивая их на палитре, где еще свежи следы хлорофилла. «Как многочисленны деяния Твои, Господи! Всё в мудрости сотворил Ты, полон мир творениями Твоими».
ЛЕХ-ЛЕХА
Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть это краткое изложение главы - недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад га-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).
И сказал Всевышний Авраму:
- Уходи с земли твоей, и с родины твоей, и из дома отца твоего на землю, которую Я укажу тебе. И сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое.
И благословлю тебя благословляющих, а проклинающих тебя прокляну. И благословляться будут тобою все семейства земли. Твоему потомству дам эту землю.
Подними глаза твои: всю землю, которую ты видишь, тебе дам ее, и твоему потомству навеки. И сделаю потомство твое несметным как прах земной.
Встань, пройди эту землю в длину ее и в ширину, ибо тебе дам ее.
И сказал Аврам:
- Всевышний! Что дашь Ты мне, я ведь бездетен. И вот слово Всевышний к нему:
- Тот, кто произойдет из твоих чресл, тебе наследовать будет.
Взгляни на небо и сочти звезды. Можешь ли счесть их? Таким будет потомство твое.
Я Господь, Который вывел тебя из Ур-Касдим, чтобы дать тебе эту землю во владение.
Знай же, что пришельцами будет потомство твое на земле чужой, и будут порабощать их и угнетать их, четыреста лет.
Но и народ, у которого в порабощении будут, судить буду я, а затем они выйдут с большим имуществом. Ты же отойдешь к отцам твоим с миром, погребен будешь в старости доброй.
А четвертое поколение возвратится сюда.
В тот день заключил Господь с Аврамом завет, говоря: Твоему потомству дал я эту землю от реки Мицраима до великой реки, реки Прат.
А Сарай, жена Аврама, не рождала ему; и у нее рабыня-египтянка, по имени Агар. И сказала Сарай Авраму:
- Войди к моей рабыне; быть может, воздвигнусь через нее.
И родила Агар Авраму сына, и нарек Аврам имя сыну своему, которого родила Агар, Ишмаэль. А Авраму было восемьдесят лет и шесть лет, когда родила Агар Ишмаэля Авраму.
И было Авраму девяносто лет и девять лет, и явил Себя Всевышний Авраму, и сказал Он ему:
- Я Б-г Всемогущий. Будь целен предо Мною. И я положу Мой завет между Мною и между тобой и умножу тебя чрезвычайно.
И ты будешь отцом множества народов. И не называться тебе впредь Аврамом, но будет имя твое Авраам, ибо отцом множества народов дам стать тебе.
И установлю Мой завет между Мною и между тобой и между твоим потомством после тебя в их поколениях заветом вечным: быть для тебя Б-гом и для твоего потомства после тебя.
И дам тебе и твоему потомству после тебя землю Кнаана во владение вечное, и Я буду им Б-гом.
А ты завет Мой соблюдай, ты и потомство твое после тебя в их поколениях, чтобы обрезан был у вас всякий мужского пола.
Восьмидневным обрезан должен быть у вас всякий мужского пола в поколениях ваших Сарай, твою жену, не называй Сарай, но Сара теперь имя ее. И благословлю я ее, и также дам от нее тебе сына. И благословлю ее и станет она народами, цари наций от нее будут.
И пал Авраам ниц и засмеялся, и сказал он в сердце своем: У столетнего ли сын родится, и чтобы Сара, девяностолетняя, родила?
И сказал Авраам Б-гу:
- Лишь бы Ишмаэль жил пред Тобою!
И сказал Всевышний:
- Однако, Сара, жена твоя, родит тебе сына, и наречешь ему имя Ицхак, и я установлю Мой завет с ним заветом вечным для потомства его после него. Но и Ишма-эля благословил Я и плодовитым его сделаю, и умножу его чрезвычайно: двенадцать князей породит он, и Я дам ему стать народом великим.
Но Мой завет установлю Я с Ицхаком, которого родит тебе Сара к этому сроку в будущем году.
И взял Авраам Ишмаэля и всех рожденных в доме его, и всех приобретенных за его серебро, всех мужского пола из людей дома Авраамова, и обрезал их крайнюю плоть в тот самый день, когда говорил с ним Б-г.
А Аврааму было девяносто девять лет при обрезании крайней плоти его.
ЛЮБОВЬ И СТРАХ
Один молодой хасид не мог заставить себя бояться Б-га. А ведь любит Его и бояться - две важные заповеди. Любить - это ему было близко и понятно, а как бояться-то? С этим вопросом и пришел к реб Симхе-Буниму.
- Ну а меня-то ты боишься?- спросил ребе, известный своей мягкостью.
Хасид потупился с улыбкой и ничего не ответил.
- Ну хоть немножечко боишься? Снова тишина.
- Ну ни капельки?! Ученик ответил:
- Я боюсь разрушить любовь между нами, потерять ваше расположение. Ребе улыбнулся и сказал:
- Об этом Тора и говорит!
Беседа Ребе
Мудрецы утверждают, что Авраам "узнал Творца своего в возрасте трех лет".
Но в Торе мы не находим никакой информации о его детстве. Не описаны и годы когда Авраам активно проповедовал веру в Единого Творца, и даже важнейшее испытание, в котором он был брошен в огненную печь.
Тора начинает описание жизни Авраама первыми словами нынешней недельной главы:
«И сказал Всевышний Авраму: «Уходи с земли твоей, и с родины твоей, и из дома отца твоего на землю, которую Я укажу тебе».
А ведь в это время Аврааму было уже 75 лет!
В Торе нет ничего случайного, излишнего, нет и пропусков текста. Само слово Тора происходит от корня «повелевать».
Какое же повеление или поучение для каждого из нас следует из того, что ранние годы Авраама не описаны в Торе?
Все, что было с Авраамом до 75 лет можно объяснить рассудочно, обосновать логикой. Он постиг устройство мира и существование Творца в результате осмысления своего и общечеловеческого опыта.
Даже его готовность к самопожертвованию, к смерти в печи Нимрода можно объяснить логически.
Служение, основанное на интеллекте по природе своей ограничено, как ограничен самый мощный интеллект.
Повеление Всевышнего «Уходи с земли твоей, и с родины твоей, и из дома отца твоего...» не обращены к интеллекту и необъяснимы для разума.
С этой заповеди, обращенной не к разуму, а к самой сущности души, «части Всевышнего», начинается еврейское служение, основанное не только на разуме, но и на том, что вне его и выше него.
Это, среди прочего, означает и то, что служение еврея Всевышнему может быть много выше степени его знакомства с Торой и уровня его знаний.
Изучение Торы является важнейшей заповедью и основой еврейской жизни.
Интеллектуальное обогащение не только необходимо для развития души и приближения ко Всевышнему, но и категорически обуславливает саму возможность вести праведный образ жизни (не зная законы Торы, невозможно их исполнять).
Поэтому все сказанное о служении, не основанном на знании и понимании не отменяет необходимость знать и понимать.
Просто этого недостаточно, чтобы полноценно осуществить еврейскую миссию. Ведь и великих интеллектуальных подвигов Авраама было недостаточно, чтобы быть «записанным в Тору» прежде, чем в возрасте 75 лет он перешагнул границы разума и логики.
АВРААМ
Рав. А. Штейнзальц
Современники называли его «иври» - «человек с другого берега» - и эта кличка стала именем нашего народа - «евреи».
Авраам - это великая личность, которой принадлежит особая роль в истории Израиля и всего человечества. Танах отводит этому человеку, его идеям, образу жизни, его семье, отношениям с друзьями и врагами так много места, что закономерно возникает вопрос: в чем, собственно, состоит роль Авраама? Почему его образ сохраняет центральное место в исторической памяти еврейского народа?
Наиболее широко распространенный ответ на этот вопрос состоит в том, что Авраам был провозвестником монотеизма, что он принес людям веру в единого Б-га. Ему приписывается заслуга открытия этой идеи и ее развития. И делается вывод, что все монотеистические религии, а также многие философские идеи, лежащие в основе современной цивилизации, восходят к постулату, выдвинутому Авраамом.
Однако такой взгляд на роль родоначальника еврейского народа не разделяется серьезными исследователями. Прежде всего, нигде в тексте Танаха не говорится, что Авраам был человеком, который дал людям веру в единого Б-га. О нем рассказывается много замечательного; еврейская традиция подчеркивает его величие, его деяния стали сюжетом многих сказаний, его образ обрисовывается с любовью и уважением; много сказано о его преданности вере, о гостеприимстве и даже о его слабостях, но нигде не упоминается о том, что он впервые провозгласил монотеизм. А внимательное рассмотрение повествования об Аврааме в книге Брейшит и многочисленных комментариев приводит к иным выводам о роли этого человека в истории религии и о путях возникновения монотеизма.
Согласно Танаху, вера в единого Б-га не была во времена Авраама чем-то совершенно новым и не явилась следствием эволюции религиозной мысли. Монотеизм - это не высшая стадия процесса развития религии, следующая за политеизмом. Монотеизм сам по себе первичен и основополагающ; он изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы. Все другие культы следовали за монотеизмом, а не предшествовали ему.
Текст Танаха свидетельствует об этом, хотя и не говорит это прямо и определенно. Рамбам и другие еврейские мыслители, а затем и современные исследователи, особенно этнографы, склонны полагать, что политеизм, даже в его примитивных формах, таких, как фетишизм или шаманство, явился результатом перерождения первоначального единобожия. Исследования показывают, что даже у самых примитивных племен существует вера в Высшую Силу как причину всего, что происходит в мире, и она является общей для всех народов, даже для бушменов или обитателей джунглей Южной Америки - племен, почти полностью изолированных от внешних культурных влияний. В основе воззрений даже этих племен лежит вера в единую интегральную силу, в некую духовную сущность, величественную в той мере, какую только может представить себе примитивная психология. Эта фундаментальная установка человека по отношению к священному, которое пронизывает все сущее и которое в то же время непостижимо, не обязательно связана с зависимостью людей от сил природы, от отношения к какой-либо личности или к внушающему страх общему образу и вполне совместима с верой во многих богов и демонов. Это чувство есть элементарное ощущение человеком собственной незначительности перед тайной жизни и необъятностью мира, благоговение перед ними.
Таково исходное ощущение в душе человека. Оно развивалось в двух направлениях: одно характеризовалось приверженностью к вере в первичное духовное единство без искушения упростить необъяснимое (это направление, будь оно последовательным и получи оно развитие, привело бы к монотеизму в современном понимании); другое представляло собой переход от веры в единство к представлению о множественности сверхъестественного. Другими словами, процесс шел от простого единобожия, от элементарной веры в нечто неспецифическое или ясно ориентированное (что, наверное, подобно вере ребенка), к сложным и путаным представлениям, которые образовывались в результате тенденции разграничить явления для лучшего их понимания. Сперва возникает представление о всеобщей сущности, потому что человек еще не может определить специфическое. Затем целое анализируется, расчленяется на функции и категории, и тогда в качестве отдельных сущностей выступают огонь, вода, воздух, земля, солнце и т.д. Чувства страха и благодарности приводят к обрядам поклонения той или иной силе природы, которая кажется более всего наделенной своей собственной жизнью и сознанием. В свою очередь, эта сила природы сама подвергается дроблению и усложнению, преобразуется в пестрый набор сил, каждая из которых обладает своим собственным характером. Так возникает поклонение множеству богов.
В процессе эволюции первичная идея дегенерирует, и люди приходят к поклонению конкретному, визуально воспринимаемому образу. Идолы возникли как следствие веры. Сперва визуальный образ представлялся символом Б-жественной власти; в результате упадка веры люди соотносят ее не с первичной силой или даже не с ее символом, а с осязаемым образом, со статуей. Затем следует поклонение этим статуям или живописным изображениям, либо просто предмету, фетишу, поскольку дегенерирующая вера нуждается в материальном, зрительно воспринимаемом, в том, что можно потрогать рукой.
Идолопоклонство такого рода не возникло как первая и наиболее примитивная стадия религии. Оно было продуктом эволюции в определенном направлении - результатом перехода от первичной веры в неведомого Б-га к поклонению осязаемым и понятным богам, которых можно умилостивить жертвоприношениями и от которых можно ожидать определенной реакции в виде вознаграждения или кары.
Политеизм, таким образом, - это усложненная и изощренная система почитания Б-га, происходящая из потребности установить "рациональный" и прямой контакт с Б-жественным. Вместо того, чтобы пытаться найти пути общения с основополагающей Высшей сущностью, человек верит в близких и понятных ему посредников в виде конкретно-функциональных богов или даже обладающих сверхъестественными силами полубогов.
Нужно сказать, что многие религии, квалифицируемые как политеистические, признают существование неосязаемого Б-жественного, к которому человек может иметь доступ только через специализированных богов, которые умножаются в количестве по мере того, как религия низводится до обиходных представлений. Этот процесс описан и в самом Танахе. Первый человек выступает как целостность, как архетип, имеющий прямую связь с единым неосязаемым Б-гом. Последующие поколения стали, как сказано, "взывать от имени Б-га", то есть начали придавать духовную значимость конкретным силам природы и представлявшим их символам и образам, утратив различие между подлинным и воображаемым. Система ясно определенных сил, которая дает понятное объяснение явлениям, - это продукт уже развитой культуры. Интеллектуальный мир политеистической религии, со всей его искушенностью и испорченностью, и был миром, в котором жил Авраам. Он не был выходцем из среды неотесанных и неграмотных кочевников-скотоводов. Это был житель большого города, одного из тех центров культуры и торговли, которые явились продуктом развитой цивилизации, уже в те времена весьма древней и в своем роде умудренной: Ур Халдейский, Вавилон, Египет (Продолжение следует).