Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Боси легани 5743

(стр. 200)

Боси легани ахойси кало[1], и приводит на это Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур баал а-гилуло [в маамаре, который был дан им на йуд шват в первый раз (5710), и с тех пор стало это обычаем Израиля, и обычай Израиля – это Тора, учить его в йуд шват в каждом и каждом году], что приводится в Мидраш Раба, «легани» – лигнуни, в место, где была Моя основа изначально, ибо основа Шхины в нижних была, и посредством семи не-желательных вещей поднялась Шхина снизу вверх, ибо посредством известного дела Адама поднялась Шхина с земли на первое небо, и посредством шести не-желательных дел после этого поднялась вплоть до седьмого неба, и после этого поднялись семь праведников, и опустили Шхину сверху вниз, ибо Аврогом-овину,  эход гойо Аврогом, опустил ее с седьмого на шестое небо, и праведники после него опустили ее еще ниже, пока не пришел Мойше, что он – седьмой, и все седьмые – любимы, и опустил ее с первого небосвода вниз на землю. И чтобы объяснить уровень «икор Шхино», который притягивают вниз, приводит в маамаре, «исталек йекоро дэКудшо Брих гу бехулгу олмин», что «бекулгу олмин» означает – во всех мирах одинаково, что это указывает на величие уровня этой ступени, что это есть аспект света, который выше чем отношение к мирам, аспект сойвев, что поэтому способ его притяжения это во всех мирах одинаково. И поэтому притяжение этого света называется именем гисталкус (исталек)  йекоро дэКудшо брих гу бехулгу олмин), поскольку это раскрытие света сойвев кол олмин в аспекте роймемус. И задача каждого и каждого из Израиля это притянуть этот свет, чтобы он был в раскрытии внизу. И как сказано «цадиким йиршу орец вейишкену лоад олего», что работа праведников. и народ твой – все праведники, это притянуть (להשכין ולהמשיך) аспект עד (шойхен ад моройм векодойш) עלי’ – на землю, в этот материальный мир, что нет нижнего ниже него.

И поэтому одно из основных дел Мойше рабейну это строительство Мишкана, что кроме того, что приказание на строительство Мишкана было посредством Мойше рабейну, также после того, как сыновья Израиля сделали всю работу Мишкана, как приказал Вс-вышний Мойше, они не могли поднять его, и поднятие Мишкана было посредством самого Мойше рабейну, ибо идея Мишкана – это как сказано «веосу ли Микдош вешоханти бесойхом», притяжение икор Шхино (вешоханти) вниз на землю. И хотя объяснили Хазал, что (вешоханти) бесойхом это внутри каждого и каждого из Израиля, тем не менее, это не выходит за рамки простого смысла, что присутствие и раскрытие Шхины было в материальном Мишкане, с тринадцатью или пятнадцатью материальными вещами, из которых был построен Мишкан [и также вешоханти бесойхом – внутри каждого и каждого, это было посредством вешоханти в материальном Мишкане]. И поскольку идея Мойше – это привести Шхину (с первого неба) вниз на землю, поэтому посредством него именно было дано приказание и сила на строительство Мишкана (включая также духовный аспект строительства Мишкана, как это во всех поколениях после Мойше), чтобы привести икор Шхино вниз, в этот нижний мир, что нет ниже него. И поэтому Мишкан был построен из деревьев шитим, и из них были сделаны столбы, как сказано «веосисо эс а-крошим леМишкон ацей шитим оймдим», «кереш» это буквы «шекер», это есть ложь мира, которая происходит от штус дилеумас зэ, «эйн одом ойвер авейро эло им кейн нихнас бой руах штус», что начало – это только отклонение [ибо «шото» означает отклонение], что немного отклоняется от прямого пути, дерех Гавайе лаасойс цдоко умишпот, и от этого отклонения он приходит к штус действительно, и вплоть до того, что делает авейро, рахамоно лицлан; и посредством работы «веосисо эс а-крошим ла-мишкон ацей шитим оймдим», что переворачивают штус леумас зэ в штус дикдушо (ацей шитим), и шекер этого мира в кереш для Мишкана («крошим лаМишкон»), посредством этого достигается «вешоханти бесойхом»,  притяжение (основы) Шхины в нижний мир, вплоть до такого нижнего, где было (перед этим) штус дилеумас зэ, и в шекер нижнего мира, ниже которого нет.

Бейс

И вот, посредством штус дилеумас зэ[2] и шекер мира, которые против кдушо, посредством этого именно пробуждается качество ницохойн[3] Свыше, нецах Исроэл лой йешакейр[4]. И как объясняется в гемшех[5], пример на это из земного царя, что в отсутствие противника невозможно качество ницохойн совершенно, и он управляет своим царством как он хочет, и идея ницохойн – это именно, когда есть противник. И причина этого (то что победа земного царя – это именно, тогда когда есть противник) – это потому, что качество ницохойн Свыше пробуждается посредством противника именно, поэтому происходит также внизу, ибо желание Вс-вышнего, чтобы земное царство было подобно небесному. И поскольку корень нецах очень высок (в пнимиюс кесер[6]), поэтому, чтобы победить противника, притягивается и раскрывается аспект ойцор[7] Свыше. И как объясняется в гемшех пример из земного царя [что причина этого – поскольку земное царство подобно царству небесному], что ради победы над врагом он расходует все сокрытые сокровища, которые собирались в течение многих лет из поколения в поколение, что эти сокровища очень дороги для него, и вплоть до того, что не только, что он не пользуется ими совершенно, но более того, он не показывает их совершенно, и они сокрыты и запечатаны от глаза всякого видящего, и, тем не менее, ради победы в войне не только, что он раскрывает эти сокровища, и не только, что он пользуется ими, но он растрачивает их без счета, и отдает их посредством армейских чиновников ради солдат, чтобы они победили врага, ибо эта победа – это победа царя. И подобно этому Свыше [что из этого происходит также в земном царстве, как выше], что есть ойцор, который сокрыт и запечатан от глаз всякого видящего, ссиму дэхол ссимин[8], и как объясняется в гемшех идея ойцор Свыше, в соответствии с тем, что говорится в Тикуней Зогар «Ойр Эйн Соф лемаало маало ад эйн кейц улемато мато ад эйн тахлис[9]» [ибо в ойцор Свыше есть несколько и несколько уровней. Начиная от аспекта йиро[10] (сфирас малхус), ойцар йирас шомаим[11]. И есть более высокие ступени, и вплоть до истинного ойцор. И идея ойцор, которая объясняется здесь – это на самой высокой ступени, истинный ойцор], и этот ойцор отдается (и способом бизбуз[12]) армии Вс-вышнего, это каждый и каждый из Израиля, которые называются Цивойс Гашем[13], и как говорится (в предыдущей главе) вайги беэцем гайойм газэ йоцъу кол цивойс Гавайе мейэрец Мицраим ал цивойсом[14], ибо исход из Израиля из изгнания это в качестве армии именно, и бейод ромо[15] именно (как говорится в нашей главе), и они приводят практически победу, победа Царя (Царя над Царями царей, Святой Благословен Он), и эта победа (и также раскрытие сокровищниц, которое происходит посредством победы) это внизу в этом материальном мире (ибо в нем именно был изначально противник), и в самом материальном мире, ниже и ниже до беспредельности.

И чтобы понять идею лемато мато ад эйн тахлис[16], каким образом мато мато оно до беспредельности [также как мемаало маало – до бесконечности], объясняет баал а-гилуло в тринадцатой главе в гемшехе мааморим дня гилуло [ибо этот перек[17] соответствует этому году – тринадцатый год второй раз] отдельные ступени в этом, начиная от миров БИА в Святости, и вплоть до того, что посредством множества цимцумим и т.д. создаются также миры леумас зэ, и также в этом есть несколько и несколько ступеней, и вплоть до клипы парой (которая объясняется в нашей главе и в предыдущих главах, который сказал «ли йойри ваани асисини[18]«. И следует связать это с множеством ступеней в штус леумас зэ, которые есть в человеке (что объясняется в предыдущих главах), что начало в этом (как приводилось выше из гемшех дня гилуло) – это только отклонение, что немного отклоняется от прямого пути, отклонение (только) на толщину волоса, и от этого он опускается ниже, вплоть до того, что становится погруженным хас вешолом в таавойс[19], и от этого он приходит к опусканию еще ниже, и вплоть  до того, что он способен сделать даже запрещенное. И также в этом есть несколько и несколько ступеней, что сначала это для удовольствия, и от этого он падает еще ниже, что становится мойред[20] рахамоно лицлан, и делает назло. И поскольку гам эс гоойлом носан белибом[21] (человека), понятно, что все уровни, о которых говорилось выше в штус леумас зэ в человеке, есть также в леумас зэ в мире, и вплоть до клипы ли йойри ваани асисини (подобно тому, кто делает запрещенное назло), восстание против Царя над царями царей, Святого Благословен Он.

Гимел

И нужно понять то, что объясняется в друшей хасидус (в этом маамаре и в еще мааморим) идея лемато мато[22] столь долго и подробно (беаруко увифратиюс кол ках), и вплоть до того, что в Эц Хаим (ближе к концу) есть два раздела, объясняющие отдельные ступени клипойс, и также (перед этим) в Зогаре в нескольких местах и в особенности в главе Пкудей объясняется беарихус гдойло[23] и в деталях деталей эти вещи. И следует сказать объяснение в этом, что поскольку творение мира со всеми деталями в нем это из Торы, как сказано, истакель беойрайсо увро олмо[24], поэтому, для того чтобы было возможно сотворение всех отдельных ступеней в леумас зэ, как это поднялось в воле Его благословен Он со стороны причины, скрытой перед Ним, должны быть сначала все эти аспекты во всех их деталях в Торе (в каболо и в хасидус) и посредством того, что Вс-вышний смотрит в Тору (в этих вещах), сотворяется их существование в мире. И более глубоко следует сказать, что то, что объясняются в Торе все отдельные ступени в леумас зэ, это не только для того, чтобы посредством этого возможно было сотворение их (как выше), но также для того, чтобы была исполнено намерение их сотворения. Ибо сказали Разал, все, что сотворил Вс-вышний в своем мире, не сотворил, но только во славу свою, что из этого понятно, что также сотворение леумас зэ, во всех деталях ступеней в этом, это ради славы Его исборах[25], и как учение Баал шем Това на посук сур мейро ваасей ойв[26], что из ра[27] сделает тойв[28] [ибо то, что говорится сур мейро, — это только в начале работы, но совершенство работы — это сделать (и перевернуть) зло в добро]. И для того, чтобы было возможно очищение зла (во всех деталях в нем) и его переворачивание в добро, это посредством того, что все детали леумас зэ записаны в Торе. И подобно учению Магида на посук «лемаан шиси ойсойсай эйлэ бекирбой[29]«, что ойсойсай[30] — это буквы (и искры), которые упали посредством их опускания в Мицраим[31], что несмотря на то, что они упали вниз, они «ойсойсай» (ойсийойс шели[32]«) [и обратно, само то, что они упали так низко, указывает, что в своем корне они наиболее высокие, ибо каждый более высокий наверху, когда он падает, он падает ниже и ниже внизу], и для того, чтобы очистить ойсийойс, чтобы они стали ойсойсай (ойсийойс шели) в раскрытии, поэтому внес Вс-вышний эти слова и буквы в Тору, что посредством этого происходит их очищение. И это есть «лемаан шиси ойсойсай эйлэ бекирбой», что «ойсойсай эйлэ» указывает (по простому) на последние три казни, что привел Вс-вышний на Мицраим, что если бы не было этих трех казней, не хватало бы нескольких историй в Торе, что не было бы написано в Торе и не очистились бы все искры, и поэтому было необходимо послать на них еще три казни, для того, чтобы поставить их в буквы — цируфим[33] в Торе.

Далет

И вот, хотя язык в учении Магида «бирур… дворим бтейлим Парой и Мицраим[34]«, что клипа дворим бтейлим[35] — это не самая нижняя клипа, но Писание не выходит за пределы своего простого смысла, и простой смысл посука «лемаан шиси ойсойсай эйлэ бекирбой» говорит о трех добавочных казнях, которые Вс-вышний привел на египтян по простому смыслу, что посредством этих трех казней были очищены искры, которые упали в Мицраим, эрвас гоорец[36], и на фараона «большого крокодила, лежащего в своих реках, который сказал, мне принадлежит Йор и я сам себя сотворил», и вплоть до того, что это (три эти казни) привели после этого к вайги бешалах парой эс гоом[37], и объясняется подробно в дибур масхиль Вайги бешалах парой эс гоом Адмура Цемах Цедека и Адмура Могараша (что этот год это сто лет со дня его гисталкус, и его идея это «милхатхило арибер[38]«), что фараон посылал «пееройс ваанофим веойсей пейри[39]» для народа. И это то, что говорится (в отношении египетского изгнания) узратиго ли боорец, что идея зрио – это как сказали Разал, не сеет человек меру зерна, но только для того, чтобы получить урожай несколько мер столько, что посредством того, что Исроэл были изгнаны в Египет, поднялись искры, которые упали туда в швирас кейлим[40], что это самые высокие искры, и как объясняется там подробно.

(перевод будет продолжен им йирце Гашем)



[1] «Я пришел в мой сад, моя сестра, моя невеста»

[2] глупость противоположной стороны

[3] победа

[4] «Вечность Израиля не солжет»

[5] продолжение маамара Боси Легани 5710

[6] внутренний уровень в сфире Кесер

[7] сокровищница

[8] «сокрытие всех сокрытий»

[9] «Свет Эйн Соф выше выше до бесконечности и ниже ниже до беспредельности»

[10] страх

[11] Сокровищница страха перед Небом

[12] растрачивается без счета

[13] армия Вс-вышнего

[14] И было в середине этого дня, выши все воинства Вс-вышнего из земли Мицраим по воинствам их»

[15] гордо и открыто

[16] ниже ниже до беспредельности

[17] глава

[18] «Мне принадлежит мой Нил, и я сам себя сотворил»

[19] материальные вожделения

[20] восставший

[21] также мир отдал в сердцах их»

[22] «ниже и ниже»

[23] очень подробно

[24] Смотрел в Тору и творил мир»

[25] благословенный

[26] «Уйди от зла и делай добро» (Тегилим 34, 15)

[27] зло

[28] добро

[29] «чтобы Мне свершить эти Мои знамения в его среде» (Бой 10, 1)

[30] «знамения», и также «буквы»

[31] Египет

[32] «мои буквы»

[33] соединение букв

[34] «очищение… пустых слов фараона и египтян»

[35] пустословие

[36] «нагота земли»

[37] «И было, когда отпустил фараон народ»

[38] «изначально выше»

[39] подарки

[40] «разбиение сосудов»