Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тшува - милость или свобода?



Рав Шимон Гершон Розенберг (Шагар)

Тшува — милость или свобода?

Гл. 1. Вопросы о тшуве

Введение

Заметки о тшуве в нашем мире

Что можно сказать о тшуве?

Как и многие другие понятия из нашего религиозного лексикона, так и понятие «тшувы» в известной степени потеряло свой смысл, из него постарались удалить все его острые и особенные «колючки» и «занозы» — которые, собственно, придавали ему смысл.

Мы уже не способны различить в переживании тшувы чувства утешения, боли, раскаяния, мира и возвращения к душевному покою

Находим ли мы эти чувства в синагоге? В молитве «Дней Трепета»?

Способен ли язык религии, задача которого, как это говорит рабби Цадок, рав Кук и другие, «вернуть нас к самим себе, оживить в нас основы нашего существования — исполнить эти задачи?

Я расскажу историю рабби Арье Левина и профессора Уго Бергмана:

С началом Дней трепета последний пожаловался реб Арье, что он не знает, что ему нужно делать в эти дни. «Вам, религиозным, хорошо» — сказал Бергман — «Вы открываете Рамбама и Шулхан Арух, и исполняете то, что там написано. У нас, светских, нет подобной привилегии…»

Реб Арье ответил ему: «как раз наоборот. Именно поэтому, у тебя есть шанс сделать настоящую тшуву…»

Кажется, мы столкнулись с внутренним конфликтом, закрывающим перед нами путь тшувы. Возник парадокс, подобный тому, о котором говорит рабби Нахман в своих сказочных историях, заколдованный круг: чем больше ты стремишься приблизиться, тем больше ты удаляешься. Твоя тшува это твоя ложь. Это одна из проблем, возможно, основная проблема, которую пытается решить рабби Цадок.

Последние годы — это годы «второй молодости» тшувы. Она превратилась в движение, захватившее израильскую действительность. Но зачастую «баал тшува» это скорее социальная метка, а не знак перевернувшегося сердца, и настоящего духовного обновления.

Рабби Цадок находит смысл тшувы в экзистенциальном мире, в мире личности, далеком от социума, и, возможно, противоположном ему.

Невозможно также отождествить движение тшувы нашего времени с «тшувой поколения», о которой говорил рав Кук Зацаль, и усилия учеников его учеников затушевать этот факт не помогут. В известном смысле, ее основы противоположны видению рава Кука, и возможно, что с его точки зрения есть в этом движении попытки отбросить тот идеал, к которому он стремился.

Последователи учения мусар заметили, как опустошается понятие тшувы, и пытаются решить эту проблему посредством мобилизации воли и серьезности. Вопрос только — способна ли воля, действующая как агент сознания, преодолеть этот барьер? Действительно ли человек свободен, чтобы изменить себя, или он должен ожидать Б-жественной милости? Это вопрос милости или свободы.