Рав Шагар о тшуве
Что можно сказать о тшуве? Как и многие другие понятия из нашего религиозного лексикона, так и понятие «тшувы» в известной степени потеряло свой смысл, из него постарались удалить все его острые и особенные «колючки» и «занозы» - которые, собственно, придавали ему смысл.
Мы уже не способны различить в переживании тшувы чувства утешения, боли, раскаяния, мира и возвращения к душевному покою
Находим ли мы эти чувства в синагоге? В молитве «Дней Трепета»?
Способен ли язык религии, задача которого, как это говорит рабби Цадок, рав Кук и другие, «вернуть нас к самим себе, оживить в нас основы нашего существования – исполнить эти задачи?
Я расскажу историю рабби Арье Левина и профессора Уго Бергмана:
С началом Дней трепета последний пожаловался реб Арье, что он не знает, что ему нужно делать в эти дни. «Вам, религиозным, хорошо» - сказал Бергман – «Вы открываете Рамбама и Шулхан Арух, и исполняете то, что там написано. У нас, светских, нет подобной привилегии…» Реб Арье ответил ему: «как раз наоборот. Именно поэтому, у тебя есть шанс сделать настоящую тшуву…» Кажется, мы столкнулись с внутренним конфликтом, закрывающим перед нами путь тшувы. Возник парадокс, подобный тому, о котором говорит рабби Нахман в своих сказочных историях, заколдованный круг: чем больше ты стремишься приблизиться, тем больше ты удаляешься. Твоя тшува это твоя ложь. Это одна из проблем, возможно, основная проблема, которую пытается решить рабби Цадок.
Последние годы – это годы «второй молодости» тшувы. Она превратилась в движение, захватившее израильскую действительность. Но зачастую «баал тшува» это скорее социальная метка, а не знак перевернувшегося сердца, и настоящего духовного обновления.
Рабби Цадок находит смысл тшувы в экзистенциальном мире, в мире личности, далеком от социума, и, возможно, противоположном ему.
Невозможно также отождествить движение тшувы нашего времени с «тшувой поколения», о которой говорил рав Кук Зацаль, и усилия учеников его учеников затушевать этот факт не помогут. В известном смысле, ее основы противоположны видению рава Кука, и возможно, что с его точки зрения есть в этом движении попытки отбросить тот идеал, к которому он стремился.
Последователи учения мусар заметили, как опустошается понятие тшувы, и пытаются решить эту проблему посредством мобилизации воли и серьезности. Вопрос только – способна ли воля, действующая как агент сознания, преодолеть этот барьер? Действительно ли человек свободен, чтобы изменить себя, или он должен ожидать Б-жественной милости? Это вопрос милости или свободы.