Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Книга Четвертая

После успешного восстания против Рехав’ама, преемника отца своего Шеломо, Иерав’ам сосредоточил все свое внимание на укрепление вновь образованного государства колен Исраелевых (называемого также «Царством Эфраимовым» по имени колена Иерав’ама).
Новый царь начал свое царствование кровопролитием, полностью истребив дом Иерав’ама, не оставив в живых ни одного его члена, как и предсказал пророк Ахия. Однако решение Бааши уничтожить дом Иерав’ама не означало, что он был противником пагубных путей поведения Иерав’ама. Бааша оставил как было поклонение тельцам в Бейт-Эйле и Дане, и царство Исраельское погрязло еще глубже в порок.
Зимри тоже не долго блаженствовал на троне. Когда весть о смерти Эйли достигла войск, занятых осадой города Гибтона, армия тут же объявила царем Исраеля популярного среди военных и любимого ими военачальника Омри
В течение первых пяти лет своего царствования Омри не знал покоя от внутренних распрей, ибо часть народа, симпатизировавшая некоему по имени Тибни бен Гинат, объявила этого последнего царем. Однако, после длительной и тяжелой борьбы Омри одолел Тибни, и его династия упрочилась.
Ах’ав полностью подпал под порочное влияние царицы Изевели, языческой принцессы, дочери Этбаала, царя Цидона. Свирепая, мстительная и властолюбивая, Изевель быстро установила свое господство в царстве Исраельском. Она была фанатической поклонницей Баала и жестоко боролась за распространение культа поклонения этому идолу в Исраеле
Этот посланник Б-жий, опоясанный кожаным ремнем и закутанный в широкий плащ, явился из Гил’ада, чтобы встретиться с царем. Они встретились в доме Хиеля, который отважился восстановить Иерихо и потерял своих семи сыновей во время отстройки этого проклятого Иеошуой города.
На третьем году голода Б-г повелел Элияу явиться перед Ах’авом и сообщить ему, что Б-г пошлет дождь на землю. Элияу отправился в Шомрон. Здесь он сначала встретил Овадьяу и попросил его сообщить царю о его появлении. Ах’ав вышел навстречу Элияу, и увидев его восклинкнул: «Ты ли это, смущающий Исраеля?». Элияу безбоязненно ответил, что не он смущает Исраеля, а сам Ах’ав и дом отца его, забывшие Б-га и поклоняющиеся идолам
Внутренняя борьба между силами, верными традиционному иудаизму, и идолопоклонством, поощряемым Изевелью, потеряла вскоре свою остроту из-за угрозы войны с севера. Бен-Адад, царь Арама, помня о победе, одержанной Арамитами над отцом Ах’ава Омри, и соблазненный богатствами Шомрона, решил начать большую войну с Исраельским царством.
Знаки милосердия и доброжелательности, выказанные Б-гом Ах’аву, не привели его обратно к Б-гу. Влияние Изевели над ним было и сейчас так же сильно, как и всегда.
После того, как Бен-Адад был отпущен Ах’авом на волю, установился между Исраелем и Арамом мир, продолжавшийся три года. Но Бен-Адад отказался вернуть город Рамот-Гил’ад, захваченный его отцом у отца Ах’ава. Тем самым Бен-Адад нарушил заключенный с Ах’авом договор о мире.
В это время старший сын Ах’ава Ахазияу принял в свои руки бразды правления царством Исраеля. Он пошел по стопам своего отца и полностью подчинился диктату своей матери Изевели. Во время его царствования восстали Моавитяне и отказались платить дань царству Исраеля. После поражения, нанесенного его отцу Арамом, Ахазияу считал неблагоразумным восстановить свою власть над Моавитянами силою оружия.
Когда настал день, в который Б-г решил забрать слугу Своего Элияу к себе, пророк ушел из Гилгала в сопровождении своего ученика Элиши. Они дошли до берегов Иардена, сопровождаемые пятьюдесятью молодыми пророками, которые пришли с ними из Иерихо. Теперь они стояли несколько поодаль. Элияу снял свой плащ и свернув его в виде палки ударил им по воде, которая расступилась, пропустив обоих пророков, перешдеших таким образом реку по суше
Иорам унаследовал трон Исраеля после короткого – двухлетнего – царствования его старшего брата Ахазияу, умершего бездетным. Иорам частично отменил поклонение Баалу, которое было широко распространено при царствовании его предков, но он не выказывал желания вернуться к искреннему служению Б-гу. Он не упразднил золотых тельцов, установленных в свое время Иерав’амом
Время царствования Иорама в Исраеле было очень тяжелым. Страна страдала от войны и голода и была на грани полной гибели. В это время Б-г и послал великого пророка Элишу, чтобы успокоить и ободрить народ в несчастьи. Элиша был постоянно в пути, свободно вращаясь среди народа.
Большая часть времени царствования Иорама была несчастливой. В течение семи лет подряд в стране царил страшный голод. В это время Арамиты пытались отомстить за многие поражения, нанесенные им Ах’авом. Под водительством царя Бен-Адада Арамиты делали частые набеги на различные области Северного Царства (Исраельского царства).
В это время Элиша послал молодого пророка Иону в Рамот-Гил’ад, чтобы тайно помазать очередным царем на трон Исраеля командующего еврейскими армиями Еу. Иона поспешил в Рамот-Гил’ад, где он нашел Еу в кругу своих военачальников. Иона вызвал этого молодого воина и, войдя с ним в одно из внутренних помещений, вынул чашу с елеем и помазал нового царя. При этом пророк произнес свое пророчество: «Так говорит Превечный, Б-г Исраеля: Помазаю тебя в царя над народом Превечного, над Исраелем
Истребив всех членов и приверженцев дома Ах’ава, Еу решил освободить страну от священников Баала. Объявив торжественный праздник в честь Баала, Еу приказал всем пророкам и священникам этого божества явиться на торжество. Когда все они собрались, на лжепророков и священников-идолопоклонников напали восемьдесят воинов и убили всех до единого
Время царствования Иерав’ама II было для Исраеля одно из самых счастливых как в политическом, так и в экономическом отношении. Пророк Иона, который когда-то помазал на царство прадедушку Иерав’ама – Еу, жил еще в это время, и он предсказал много хорошего новому царю. И действительно, Иерав’ам II оказался весьма способным государем. В течение сорока лет его царствования в Исраеле он вернул каждую пядь земли, когда либо утерянную его предшественниками
При царствовании Иерав’ама II первым человеком, мужественно выступавшим перед лицом всего народа с обвинением Исраельтян в совершаемых ими грехах, предсказывая суровое за это возмездие, был пророк Ошеа.
В то же время строго порицал прегрешения евреев еще один пророк, Амос. Он был пастухом из деревни Текоа, но мощь и сила воздействия его мастерски отшлифованных слов могут быть поставлены в один ряд с проповедями лучших пророков Исраеля
Одним из величайших пророков времени царствования Иерав’ама II был Иона сын Амитая, который еще будучи учеником пророка Элиши помазал на царство царя Еу и потому пользовался особым благоволением Иерав’ама. Однажды Б-г повелел Ионе отправиться в Нинвей, один из крупнейших городов того времени, и предсказать гибель этого города, потому что порочность его жителей достигла предела
Иерав’ам II царствовал над Исраелем сорок лет. Благодаря его хорошему отношению к пророкам Ионе и Амосу, его минули несчастья, предсказанные и предопределенные династии Еу и народу Исраельскому. Город Нинвей покаялся, когда Б-г послал Своего пророка туда, а народ Исраельский отказался исправить свои порочные пути. Он становился с каждым днем все порочнее.
Иеудея, правда, занимала относительно небольшую часть территории прежнего единого государства Исраельского, однако царство Иеудейское было построено на более строгой нравственной и духовной основе, чем более крупное царство Исраельское.
Авия (Авиям) был командующим армией Иеудеи при жизни своего отца Рехав’ама. Его отличное руководство позволило сдерживать непрерывные попытки нападения соседних государств, особенно царства Исраельского при Иерав’аме
Сын Авии, Аса, занявший трон Иеудеи после смерти отца, был искренне благочестив и Б-гобоязнен. В течение долгого своего царствования – он процарствовал сорок один год – увенчались успехом его решительные усилия восстановить истинную веру среди своего народа, веру в одного только единого Б-га и его Тору. Он жил в полном согласии с пророками и священниками, которые при этом царе оказывали самое большое влияние на народ Иеудеи
Все двадцать пять лет царствования Иеошафата над Иеудеей могут считаться одними из наиболее благоприятных в истории страны. Воспитанный в духе глубоко укоренившегося благочестия его отца Асы и обладая хорошим, ко всем благосклонным характером, ему вскоре удалось завоевать симпатию народа.
При жизни Иеошафата его сын Иорам казался и благочестивым и справедливым. Но как только Иорам, в возрасте тридцати двух лет, занял трон Иеудеи, его жена Аталья, дочь Изевели, решила, что теперь наступило ее время прибрать к рукам и мужа своего и все государственные дела.
Ахазья был таким же слабохарактерным, как и его отец, и также полностью подчинился своей порочной матери Аталье – женщине с сильной волей. Он поощрял различные формы идолопоклонства и старался уничтожить извечную веру в единого Б-га, глубоко укоренившуюся в сердцах простых людей
Аталья чувствовала себя уверенно на троне; она верила, что царская линия Давида вымерла, у него уже больше не было наследников. Но она ошиблась. Когда она отдала приказ истребить всех членов царской семьи дома Давидова, Иеошева, сестра царя Ахазьи и жена первосвященника Иеояды, сумела спасти годовалого сына Ахазьи Иоаша. Она принесла его к своему мужу в Святой Храм и здесь он воспитывался втайне.
Как только Амацьяу почувствовал себя уверенным на троне Иеудеи, он казнил убийц своего отца. Однако он поступил в точном соответствии с предписаниями Торы
Узияу, девятый по счету царь Иеудеи, занял трон в возрасте шестнадцати лет. В течение первых лет формального царствования при жизни отца, находившегося в осажденном Лахише, он был не больше, чем игрушкой в руках его советников, вождей восстания против Амацьяу
Время экономического расцвета при царствовании Узияу принесло в страну много богатства и предметов роскоши, но высокий уровень жизни народа сопровождался упадком моральных устоев в стране.
Как упоминалось раньше, Иешаяу был сыном Амоца, то есть членом царской фамилии. Впервые он публично выступил как Б-гом вдохновленный пророк в год поражения Узияу проказой и с тех пор он проповедовал народу около девяноста лет при царях Узияу, Иотаме, Ахазе и Хизкияу.
Во время царствования царя Иотама еще один великий пророк возглашал свои упреки народу Иеудеи в его грехах и предсказал падение Шомрона и Иерушалаима. Это был Миха из города Морешет.
Ахазу было двадцать лет, когда он после смерти своего отца Иотама занял трон Иеудеи. Он был слабохарактерным царем–идолопоклонником. Он даже сына своего провел через огни Молеха, подражая мерзкому обычаю финикиян. Другой его сын, Хизкияу, был спасен от пламени идола своей матерью.
Во время порочного царствования Ахаза Иешаяу обращался к погрязшему в грехах народу с проповедями, убеждая людей вернуться к Б-гу. Все его пророчества пронизаны единой мыслью, выражающей основную сущность бессмертных посланий пророка. Блестящие его пророчества не имеют себе равных по форме и по содержанию.
Двенадцатый царь Иеудеи, Хизкияу, сын Ахаза, был человеком исключительных достоинств и великого благочестия. Он действительно был утешением для страдающего народа еще при жизни своего безбожного отца. Пророки, осудившие Ахаза и его клику знати, указывали на Хизкияу, как на спасителя народа и Б-жьей веры, в то время, когда Иеудея опустилась на самое дно политической неустойчивости и духовного разврата.
Между тем, Санхерив жестоко наказал различные народы, осмелившиеся оказывать ему неповиновение, открытое или тайное. Он подавил восстание Бавела (Вавилонии), и, после того, как он разделался со своими противниками на востоке и на севере, он повернул на запад, чтобы наказать Финикию, Пелиштим и Куш.
Эта чудесная помощь осажденному Иерушалаиму, оказанная Б-гом в самый критический для столицы момент, имела место одновременно с еще одним, не менее чудесным, событием
Сыну Хизкияу, Менаше, было всего двенадцать лет, когда он унаследовал престол Иеудеи. Ни в чем он не походил на своего отца, благочестием которого, как и его силой веры в Б-га никто из последующих царей не смог с ним сравниться. Молодой царь, рожденный в позднем браке отца, был сразу же окружен кликой придворной знати, которая при Хизкияу находилась в тени и особой роли в деле управления государством не играла.
Время начала деятельности Иоеля как пророка известно точно. Известно также, что при Иоеле страну постигла ужасная беда. Тучи саранчи, которые по своей массе были превзойдены только в дни Моше саранчей, наводнившей в виде наказания Египет, опустились на поля и виноградники и пожрали дотла всю зелень в стране. Вот как пророк описывает страшное опустошение страны саранчой:
Хотя он был только восьмилетним ребенком, когда он наследовал престол убитого отца, Иошияу вскоре показал свой глубочайший интерес ко всему, что касалось его страны. Было счастьем для него и для страны, что его воспитывали и руководили им такие благочестивые люди, как первосвященник Хилькияу и сын его Ирмияу, царский писец Шафан и его сын Ахикам, министр двора Шаллум и жена его, пророчица Хульда.
Великий пророк Ирмияу жил в наиболее критическое время существования Иеудеи как государства. Он видел разрушение Иерушалаима и Святого Храма, после того как он непрестанно призывал народ исправить свои пути поведения, пока не поздно. А когда катастрофа, наконец, разразилась над его народом, – это был он, который горько оплакивал ужасную судьбу Исраеля в книге «Эйха» (Плач Ирмияу), которую мы читаем в Тиш’а б’Ав, день годовщины катастрофы.
Перед смертью царь Иошияу назначил наследником престола второго сына, Иеоахаза, считая его более склонным, чем его брат, следовать по стопам отца. Так и было. Народ провозгласил царем Иеоахаза, но его царствование было очень непродолжительным: оно длилось всего три месяца, в продолжение которых он не оправдал надежд отца
В течение трех лет Иеояким оставался в подчинении у царя Бавела. Затем он восстал и объединил свои силы с Египтом против Невухаднецара. Чтобы подавить это восстание и покарать за него, царь Бавела вновь послал свои войска в Иеудею. Иеояким был закован в кандалы и уведен в плен. На пути в Бавел Иеояким умер. На его место воцарился его сын Иеояхин (или Иехонья).
Цидкияу было двадцать один год, когда он взошел на зыбкий трон Иеудеи. Предупреждения Ирмияу и других Б-жьих пророков были оставлены без внимания. Не было и признака раскаяния и возврата к Б-гу, и судьба Иеудеи была предрешена. Цидкияу присягнул на верность царю Бавела, но нарушил присягу и тайно присоединился к Египту, пытаясь сбросить с себя ярмо Невухаднецара. Глухой к мольбам и увещеваниям Ирмияу, Цидкияу вступил в союз с Египтом.
В седьмой день месяца Ав начал главнокомандующий армией Невухаднецара – Невузар’адан систематически разрушать Иерушалаим. Стены города были сломлены, а царский дворец и другие видные строения города сожжены. В девятый день Ава вечером был подожжен и разрушен Бет-Амикдаш. Все золотые и серебряные вещи, которые еще остались, были забраны Бавелскими воинами как добыча. Все замечательные произведения искусства, которыми царь Шеломо некогда украсил святое здание, были уничтожены или забраны