Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ликут 20

בס»ד

Ликутей дибурим, Ликут 20

Ликутей дибурим иврит, стр. 451

Ламед бейс

На один из моих вопросов на йехидус сказал мне[1] мой отец[2]:

«Асей лехо ров укней лехо ховейр[3]«. Учитель и товарищ – есть у них связь друг с другом. Если у человека нет учителя — то также товарищ – не товарищ. Если у него нет товарища – также учитель – не учитель.

«сделай себе учителя» – завершил тогда мой отец – это с каболас ол[4], но в отношении товарища – должно быть «укней лехо» – такой, что сердце человека тянется к нему.

Однако, необходимо, чтобы был товарищ – ибо товарищ – это тот, кто укажет ему путь, что спросить у учителя, и также помогает ему в исполнении того, что сказал ему учитель – на практике.

Ламед hей

Уже говорилось однажды, что сегодня хасиды забыли немного о путях хасидим. Есть пути хасидизма и есть пути хасидим.

Один из путей хасидим в воспитании и наставлении, было, что старые хсидим в каждом городе и поселении брали на себя иго и ответственность воспитывать и наставлять молодых хасидим, которые были преданы сердцем и душой старым хасидам.

Послушание и преданность молодых хасидов перед старейшими хсидим нужно ценить очень высоко, это был аспект внутреннего самоустранения.

Хасидский молодой человек много трудился в изучении ниглэ, изучал хасидус, и часто также занимался служением молитвы – к тому же еще весь день субботы был посвящен Торе и молитве.

И после всего этого он был совершенно самоустранен перед старым хасидом. Каждое слово, которое он слышал из его уст, каждый обычай и движение, которое он видел в том хасиде, проникали в его мозг и сердце, и была у них самое глубокое воздействие, чтобы исправить его недостатки и сделать его хасидом.

Ламед Вов

Сегодня, те, кто называются «хасидские молодые люди», становятся также… также «само-дельными хасидами», они воспитывают и наставляют себя самостоятельно, и можно себе представить что это за воспитание и что это за наставление.

Сегодняшние хасидские молодые люди сегодня примирились с врагами хасидизма в прошлом, такими, как фальшь (цвиют), ложь, сплетни, злой язык, высокомерие, наглость и злосердечие, они только облачают это снаружи в облачения хасидизма.

Извините меня за то, что я называю вещи своими настоящими именами. Но один раз нужно сказать правду, просить милости Небес, чтобы они пожалели самих себя, и увидели, в каком духовном хаосе и пустыне они находятся.

Сегодняшние хасидские молодые люди, также те, кто учились в хасидских ешивах, увлекаются волнами чуждой идеи хицойниюс[5].

Ламед заин

Чуждая идея, что внешних признаков хасидизма – как например, участие в фарбренгенах, участие в хасидских весельях, соблюдение дней hилуло[6], одеваться в хасидские одежды и петь хасидские нигуним – этого достаточно, чтобы стать хасидом – уничтожила, не дай Б-г, много душ среди хасидов Хабада, и многие хасидские молодые люди погружены – горько мне говорить горькую правду – в глубинах зла.

Трудно говорить и сказать истину. Но, как бы это ни было трудно, необходимо описать положение, как оно есть.

Среди хасидских молодых людей есть такие, которые выросли в хасидском окружении, в хасидских домах, у хасидских учителей, и поэтому хицойниюс этих молодых людей – также хасидский, но их пнимиюс – пуст.

Эти молодые люди пусты от Торы, пусты от страха перед Небом, пусты от добрых моральных качеств.

Причина всего этого – это отсутствие дисциплины. С детства он не принял на себя иго воспитателя и наставника, и он воспитывал себя сам, и из этого воспитания вырос дикий плод, красивый и блестящий снаружи, и гнилой внутри.

….

Мем

… следует помнить, что воспитание и наставление молодых людей… и, когда не хотят слушать, что говорит старый хасид – это приводит к хицойниюс, и ко лжи, и остаются старым духовным калекой.

Мем алеф

Доброе сердце и добрые мидойс[7] хасида р. Ханоха Генделя, достались ему тяжелым трудом.

На одном из фарбренгенов р. Ханох Гендель сказал: «прокаженный, все время, пока он не излечился от проказы, запрещено ему приходить в Храм. Молодой человек, все время, пока он не излечился от его мерзких моральных качеств, запрещено ему идти в Любавич, запрещено ему осквернять Храм Вс-вышнего в четырех локтях Ребе.

В течение десяти лет я учил «Шаарей тшува» рабейну Йоны, «Харейдим» и «Рейшис хохмо», «Пойкеах иврим», и двадцать раз я учил «игерес а-тшуво» и определенные главы из «дерех Хаим», для того, чтобы вычистить дурные мидойс, и избавиться от привычек тела, и только тогда, и только получив разрешение старых хасидим, я пошел в первый раз к Ребе в Любавич».

Слушайте, молодые люди, что старый хасид рассказывает, как становятся хасидом.

Десять лет трудится хасидский молодой человек над приобретением добрых моральных качеств, и в течение этих десяти лет он не едет в Любавич к отцу или к деду, поскольку он стыдится показать свою духовную сущность перед Ребе.

Это называется хорошей подготовкой, чтобы стать хасидом.

Мем бейс

Между Рош аШоно и Йом Кипуром 5654 (1893) года – первые дни, когда я начал учиться у моего учителя Рашбаца – были дни дождливые и пасмурные. Даже погода влияла и как будто бы помогала думать о тшуве и хешбон нефеш.

Это было в понедельние, 8 тишрей, после маарив, и мой учитель Рашбац остался сидеть с хасидами р. Ханохом Генделем, р. Агароном и р. Йекусиелем из Докшиц, и обсуждать иньеней хсидус, и рассказывали разные истории.

Когда они сидели так и делали фарбренген много часов подряд, р. Ханох Гендель пригласил собравшихся в свою комнату, где он жил, в одном из соседних домов. Все согласились и продолжили еще несколько часов в возвышенной хасидской атмосфере.

Р. Ханох Гендел рассказал то, что он слышал от известного хасида р. Гиршла из Смильян:

Тот, у кого нет тимтум лейв[8], находясь в четырех локтях цадика, он наполняется стыдом, и когда он слышит слова hисойрерус[9] – он плачет с hисойрерус пнимис[10].

Мем гимел

Отец мой пел некоторое время нигун, и после этого сказал:

«Отец мой говорит: «Асей лехо ров» – это должно быть с каболас ол. Каболас ол означает – не важно, хотят или нет, это необходимо сделать.

Когда я должен был призываться в армию, сказал мне отец мой, что есть многие вещи в армейской службе, которые необходимо установить в служении Вс-вышнему.

Солдат – это не мциюс леацмой[11], все его существование и все его время – посвящены службе. Солдат – он всегда солдат, когда кушает – он солдат, когда засыпает – он солдат, и пробуждается – солдат.

Одна из самых трудных вещей – это научиться быть солдатом, и есть специальные командиры, которые способны научить и воспитать солдата.

Каждый хасид – это солдат, служащий Вс-вышнему.

Ребе[12] сказал, что хасидизм достиг также в этом, что хасидим, в общем, имеют в себе это качество, и не трудно пробудить их принять на себя царство Небес.

Каждый хасид – он служит Вс-вышнему, и у каждого хасида есть его мадрих[13], который поставил его в светлом углу учения Торы и света.

Мем далет

Отец мой снова начал петь, и на этот раз – веселый нигун, и вышел вместе со всеми хасидим в танце, который продолжался какое-то время.

После танца, сказал отец мой:

Отец мой говорит, что необходимо, чтобы у человека был товарищ, ибо товарищ – он в аспекте мойрэ дерех[14], что спросить у учителя, и помогает исполнить практически то, что учитель ему прикажет.

Уже, благословение Вс-вышнему, более ста двадцати лет, что в среде хасидим есть мадрихим, машпиим и добрые друзья.

Примерно в 5550 году, когда Мителер Ребе был около 16 лет, отец, Алтер Ребе, назначил его, чтобы быть наставником для молодых хсидим.

Тогда Мителер Ребе установил среди молодых людей, что каждого хасида должен быть товарищ, и сказал: когда один рассказывает другому раны своего сердца, или когда один видит в другом нехорошее качество, или не дай Б-г, дурное качество, и оба они разговаривают об этом, и ищут совета, как избавиться от дурного качества или дурной привычки, тогда это две Б-жественных души против одной животной души, и само собой, они имеют успех в исправлении.

Мем hей

С тех пор установился у хсидим аспект мадрихим, т.е., добрых товарищей. Только, что с течением времени, во время несиюс[15] моего деда[16], он добавил, чтобы машпиим в хасидских местечках были также и мадрихим.

Во времена Алтер Ребе для хасидим было достаточно доброго друга, но во времена моего деда, когда община хасидов сильно выросла, мой дед добавил, чтобы машпиим в хасидских городках занимались также наставлением молодых людей.

Довольно часто мой дед распространял порядок учебы и поведения для молодых людей, которые приходили к нему, и часто посылал их на определенное время получить наставление (hадраха) у старых машпиим.

Хасидские товарищи и мадрихим – они те «посредники», которые поставили общество хасидим в керен ойро и Тойро – Тойро шел ойр[17].


[1] Повествование ведется от имени Ребе Рашаба

[2] Адмур Могараш

[3] Сделай себе учителя и приобрети себе товарища

[4] Принятие ига (Небесного Царства)

[5] Внешнее, поверхностное

[6] Подъем; уход праведника

[7] Букв. «меры». Означает: чувства; моральные качества; нижние семь сфирот

[8] отупление сердца

[9] Пробуждение

[10] Жен.р. от «пними«

[11] Самостоятельное (отдельное) существование

[12] Алтер Ребе

[13] Наставник

[14] Указывающий путь, наставник

[15] руководство

[16] Адмур Цемах Цедек

[17] Тора, которая светит