בס"ד
Ликутей Дибурим (идиш) т. 1, стр. 197
Исправление мидойс[1] не имеет отношения к хасидизму. Исправление мидойс должно быть раньше, на исправление мидойс, и тем более – на "сур мейро[2]" и исправление дурных моральных качеств – на это точно не нужно использовать хасидизм. Даже на асей тойв[3] – добрые моральные качества и аhавас Исроэл – для это не нужно использовать путь служения хасидизма.
Сейчас, в наше время, не только используют хасидизм на такие вещи, на которые не следует его использовать, мало того, не делают с помощью хасидизма те вещи, которые нужно делать.
Оправдание для всего – это "парносо[4]", озабочены заботами и тягостями зарабатывания на жизнь. Мне больно об этом думать, и мне больно говорить об этом, я чувствую горести другого, я знаю более или менее боли и страдания каждого, как его заботы в парносо, и также его испытания в поведении, каждый мне очень близок, и их горе трогает меня очень глубоко, да смилуется над ними Вс-вышний, и даст каждому радоваться избытку блага в материальности и в духовности.
Но после всего этого, каждый знает сам, что беспокойством и замотанностью нельзя ничего достичь, что в действительности беспокойство – это недостаток в битохон, но тот, кто верит во Вс-вышнего, - все евреи верят во Вс-вышнего – не должен беспокоиться, он должен только просить у Вс-вышнего, чтобы Он пожалел его, и помог ему в том, в чем он нуждается.
Те немногие слова, которые я говорю здесь, это то, что каждый, кто получил хасидское воспитание, должен сам себе сказать истину. Да, материальное положение – очень тяжело, да смилостивится Вс-вышний, но ведь время на дворим бтейлим[5] есть; действительно, очень заняты и замотаны, и это служит оправданием на то, чтобы не делать то, что нужно делать, бедняки были и раньше, но, тем не менее, учились и молились, и понимали хасидское слово,
Йуд алеф
В хасидизме каждая ведь должна приносить "бехейн" в служении, даже самые возвышенные идеи в hасколо должноы приносить "бхейн", в том, что относится к "авойдо", но на работу по исправлению мидойс не нужно никакого хасидизма, и тем более, на простые работы по исправлению мидойс, и тем более, когда этим хотят уже исполнить свою обязанность заниматься хасизидмом – это уже авло.
Искажают хасидизм, хасидизму придают "новое лицо".
Истинная идея хасидизма – это hасколо[6] и hасого[7], и даже в служении сердца – настолько райбт-мен оп ди понимер, что уже не видно, хас ве-шолом, истинного смысла хасидизма.
Когда то молитва была hиштапхус hанефеш[8], сегодня это совершенно не видно, а "думать хасидус", задержать мысль несколько часов в какой-то идее – вообще не знают вкуса этого.
[1] Мидойс - Букв. "меры". Означает: чувства; моральные качества; нижние семь сфирот
[2] "Уйди от зла" (Тегилим 34, 15)
[3] "делай добро" (Тегилим 34, 15)
[4] Парносо - Заработок, пропитание
[5] Дворим бтейлим - Пустые слова
[6] Постижение разума
[7] постижение
[8] Букв. "излить свою душу"