Ликут 5
בס»ד
Ликут 5 (Песах 5694), ч. 1 в конце (Ликутей дибурим иврит стр. 172)
… саму эта мысль, что «авойдо[1]» – это основа хасидизма, нужно понять с помощью разума. Хасидут – это Б-жественный разум, хасидизм – это не только постижение, но – Б-жественный разум, великолепие и красота разума, т.е., сверхразумное внутри разума, и физический мозг должен воспринять разум, который выше разума.
Однако, для того, чтобы физический мозг смог схватить и постичь Б-жественный разум, это возможно только с помощью служения сердца – молитвы. Ибо молитва – это время и место для «вейикху ли[2]» («возьмите Мне») – «Меня вы берете», Сущность Эйн Соф[3] говорит тому, что служит Вс-вышнему в молитве – «Меня ты берешь».
Но, для того, чтобы молитва была истинным служением, для того, чтобы получить разрешение на «меня вы берете», следует пройти подготовку «хоймас бас цион hойриди кенахал димъо[4]«, и «hойсо ли димъоси лехем йоймом волойло[5]«.
Только с помощью постижения на уровне чисто логическом, даже самом глубоком, без слез и без пота заповеди – невозможно стать ойвед Гашем батфило[6].
Возможно – говорит мой отец[7], что человек будет изучать какую-либо глубокую идею в хасидизме, и постигнет ее хорошо, глубоко и истинно, так, что не только эта идея находится внутри него, но также он сам поглощен этой идеей – и объяснил тогда язык Алтер Ребе в Тании «макиф и мукоф».
И с этой идеей он молится красивую молитву маарив, совершает «тикун хацойс[8]«, и сон не властвует над ним, поскольку он поглощен и погружен в эту идею, и после всех подготовок – миквы и hисбойненус[9] перед молитвой, когда он становится молиться – он углубляется в сладость и удовольствие постижения этой идеи, но – Б-жественность в этой идее он не ощущает.
Он – «маскиль[10]» – знает различие между ощущением разума и ощущением Б-жественности, и то, что он не чувствует Б-жественности в постижении – стоит ему много здоровья, он просит и плачет – и ничего не помогает.
Перед ним закрыты все двери и ворота, и Свыше говорят ему – «ты хочешь быть ‘маскилем’ – будь ‘маскилем'», но Б-жественный свет не дают ему.
— Понимаете ли вы смысл этого? – говорит мой отец собравшимся – Свыше говорят «маскилим»:
«Ки совойу лиройс поной[11]» – вы хотите своей мудростью и своим постижением увидеть лицо Вс-вышнего, с помощью постижения вы хотите почувствовать Б-жественный свет? – Уходите отсюда,
«Кто просил это из ваших рук – топтать дворцы Мои» – кто разрешил вам взять Б-жественную идею, и топтать своим грубым человеческим разумом,
«ходшейхем умойадейхем[12]» – ваши хидушим[13], которые вы открываете в постижении – делают вас «муодим[14]» – вы «бодаете» друг друга, чтобы показать свою грамотность, и это – «сонъо нафши[15]«, и поэтому – «даже если умножите молитвы – Я не услышу».
Молитва – служение сердца – нуждается в подготовке. Кроме подготовки чтения Шма перед сном и тикун хацойс, также подготовки сердца, которая приходит через пот заповеди, и через это приходят к «рахацу hизаку[16]«.
Нужно умыться потом и слезами, и тогда можно почувствовать Б-жественный свет, который есть в Б-жественном разуме хасидизма.
И отец мой, завершив говорить это, стал танцевать зажигательный танец вместе с присутствующими, и все танцевали с удивительным единством.
[1] Авойдо — Работа; служение. Служение сердце (молитва)
[2] «И пусть возьмут Мне» (Трумо 25, 2)
[4] «Стена дочери Цийона, лей слезы ручьем» (Эйха 2, 18)
[5] «Стали слезы мои хлебом для меня днем и ночью» (Тегилим 42, 4)
[6] Служащий Вс-вышнему молитвой
[7] Адмур Рашаб
[8] Полуночная молитва
[9] hисбойненус — Сосредоточенное размышление
[10] Букв. «постигающий». В хасидизме: человек, основное служение которого заключается в логическом изучении учения хасидизма.
[11] «Когда вы приходите, чтобы предстоять Мне» (Йешайа 1, 12)
[12] «(Жертвы) ваши в начале нового месяца и празднества ваши» (Йешайа 1, 14)
[14] «муод» – бодливый бык
[15] «Ненавистны стали душе Моей» (Йешайа 1, 14)
[16] «Омойтесь, очиститесь» (Йешайа 1, 16)