בס"ד
Ликут 5 (Песах 5694), ч. 1 в конце (Ликутей дибурим иврит стр. 172)
… саму эта мысль, что "авойдо[1]" – это основа хасидизма, нужно понять с помощью разума. Хасидут – это Б-жественный разум, хасидизм – это не только постижение, но – Б-жественный разум, великолепие и красота разума, т.е., сверхразумное внутри разума, и физический мозг должен воспринять разум, который выше разума.
Однако, для того, чтобы физический мозг смог схватить и постичь Б-жественный разум, это возможно только с помощью служения сердца – молитвы. Ибо молитва – это время и место для "вейикху ли[2]" ("возьмите Мне") – "Меня вы берете", Сущность Эйн Соф[3] говорит тому, что служит Вс-вышнему в молитве – "Меня ты берешь".
Но, для того, чтобы молитва была истинным служением, для того, чтобы получить разрешение на "меня вы берете", следует пройти подготовку "хоймас бас цион hойриди кенахал димъо[4]", и "hойсо ли димъоси лехем йоймом волойло[5]".
Только с помощью постижения на уровне чисто логическом, даже самом глубоком, без слез и без пота заповеди – невозможно стать ойвед Гашем батфило[6].
Возможно – говорит мой отец[7], что человек будет изучать какую-либо глубокую идею в хасидизме, и постигнет ее хорошо, глубоко и истинно, так, что не только эта идея находится внутри него, но также он сам поглощен этой идеей – и объяснил тогда язык Алтер Ребе в Тании "макиф и мукоф".
И с этой идеей он молится красивую молитву маарив, совершает "тикун хацойс[8]", и сон не властвует над ним, поскольку он поглощен и погружен в эту идею, и после всех подготовок – миквы и hисбойненус[9] перед молитвой, когда он становится молиться – он углубляется в сладость и удовольствие постижения этой идеи, но – Б-жественность в этой идее он не ощущает.
Он – "маскиль[10]" – знает различие между ощущением разума и ощущением Б-жественности, и то, что он не чувствует Б-жественности в постижении – стоит ему много здоровья, он просит и плачет – и ничего не помогает.
Перед ним закрыты все двери и ворота, и Свыше говорят ему – "ты хочешь быть 'маскилем' – будь 'маскилем'", но Б-жественный свет не дают ему.
- Понимаете ли вы смысл этого? – говорит мой отец собравшимся – Свыше говорят "маскилим":
"Ки совойу лиройс поной[11]" – вы хотите своей мудростью и своим постижением увидеть лицо Вс-вышнего, с помощью постижения вы хотите почувствовать Б-жественный свет? – Уходите отсюда,
"Кто просил это из ваших рук – топтать дворцы Мои" – кто разрешил вам взять Б-жественную идею, и топтать своим грубым человеческим разумом,
"ходшейхем умойадейхем[12]" – ваши хидушим[13], которые вы открываете в постижении – делают вас "муодим[14]" – вы "бодаете" друг друга, чтобы показать свою грамотность, и это – "сонъо нафши[15]", и поэтому – "даже если умножите молитвы – Я не услышу".
Молитва – служение сердца – нуждается в подготовке. Кроме подготовки чтения Шма перед сном и тикун хацойс, также подготовки сердца, которая приходит через пот заповеди, и через это приходят к "рахацу hизаку[16]".
Нужно умыться потом и слезами, и тогда можно почувствовать Б-жественный свет, который есть в Б-жественном разуме хасидизма.
И отец мой, завершив говорить это, стал танцевать зажигательный танец вместе с присутствующими, и все танцевали с удивительным единством.
[1] Авойдо - Работа; служение. Служение сердце (молитва)
[2] "И пусть возьмут Мне" (Трумо 25, 2)
[4] "Стена дочери Цийона, лей слезы ручьем" (Эйха 2, 18)
[5] "Стали слезы мои хлебом для меня днем и ночью" (Тегилим 42, 4)
[6] Служащий Вс-вышнему молитвой
[7] Адмур Рашаб
[8] Полуночная молитва
[9] hисбойненус - Сосредоточенное размышление
[10] Букв. "постигающий". В хасидизме: человек, основное служение которого заключается в логическом изучении учения хасидизма.
[11] "Когда вы приходите, чтобы предстоять Мне" (Йешайа 1, 12)
[12] "(Жертвы) ваши в начале нового месяца и празднества ваши" (Йешайа 1, 14)
[14] "муод" – бодливый бык
[15] "Ненавистны стали душе Моей" (Йешайа 1, 14)
[16] "Омойтесь, очиститесь" (Йешайа 1, 16)