Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Гешель

Гешель. Сейчас мы начнем его читать и попробуем понять, к какой стороне он принадлежит изначально. Возможно, что вот эта «левость» — это также требование абсолютной справедливости здесь и сейчас. Все эти вещи хороши, если их направить и исправить. А иначе они могут разрушить мир.

Первым левым был Каин, и он же разрушил мир. И мы видим, что Всевышний им занимается очень всерьез. Про Моше, кстати, по-моему, написано, что он был со стороны Авеля, а про Итро написано, что это со стороны Каина. И Зогар постоянно подчеркивает, что их встреча очень важна для Дарования Торы, т.е. эти две стороны должны встретиться.

Руководство по чтению ивритского перевода.

Время действовать во имя Всевышнего, нарушили твою Тору.

Эта книга написана изначально на идиш, на очень живом идише, и совершенно не предназначалась для перевода на другой язык. Т.е. если он хотел это распространить на английском, то, наверное, он бы написал на английском. И совершенно ненужно ему делать предисловий. Он написан так, чтобы человек вдруг нашел себя внутри этого потока, этой культуры, без всякой организации. Там нет заголовком и нет подзаголовков. Но на самом деле эта книга вообще не должна была быть написана. Он говорит, что эта книга должна была остаться устной Торой. Это Тора, которую хотели сжечь. Все, кто пытались ее сделать текстом, это все не получалось.

И тем не менее, «Время действовать во имя Всевышнего, нарушили твою Тору» — это значит, что иногда во имя Всевышнего нужно нарушить Его Тору, иногда во имя Всевышнего надо записать устную Тору, надо даже иногда перевести на иврит. И тогда нужно писать предисловие.

Т.е. изначально должно было остаться на идише.

«Я оптимист в отличие от большинства моих оценок», — цитата из Гешеля. Я оптимист, несмотря на то, что я, как правило, пессимист.

«Трагическую часть моей жизни я могу только спрятать. Романтическую часть своей жизни я не мог спрятать, но мог исказить». Не знаю, что он хочет сказать.

«Иногда я был лиричен, несмотря на свои страхи. Мое настоящее стремление было петь мысли, хранить точность или сохранить чувствительность к другому в разгаре внутренней паники, первичной, горящей. Моей высшей целью было просить нас всех услышать, что Бог жив, любит и слышит, несмотря на его полное сокрытие лица. Абрам Иегошуа Гешель. Из рукописи, которая еще не опубликована, в переводе с английского языка».

Книга, которая называется «Бог верит в человека», — это глубокая, добрая весть Абрама Иегошуа Гешеля, философа, социального деятеля, известного в Америке 60-х годов. В последние годы это начинает удивлять также израильское общество.

Гешель назначает нам встречу с Богом, который не далек, не удален, не занимается только собой и своей религией, но ему есть дело до человека. Он верит и любит человека, поскольку он человек.

Вчера вечером надо было читать «Слихот», покаянные молитвы. Я думал-думал, сначала думал поехать в Кархабад, там фарбренген делают. Потом я понял, что у меня нет тремпа ни туда, ни назад.

Потом подумал пойти здесь в синагогу. А потом я сказал: «Я не хочу читать покаянные молитвы, нет у меня сегодня настроения». Это перекликается с тем, что здесь написано.

Он говорит: «Он раскрыл для нас другого Бога, который не занимается только самим собой и своей религией». Красивое выражение. Ему есть дело до человека.