Это книжка Сод аШем это одна из основных книжек рава Ицхака

Это книжка Сод аШем, это одна из основных книжек рава Ицхака. Она построена таким образом, что когда-то рав написал книжку, а потом он по ней давал уроки. Есть книжка и есть книжка уроков по ней. Мы более-менее успешно закончили первую часть и переходим ко второй главе. Выделенные слова рава в его оригинальном тексте, а дальше его же слова, только уже в устном варианте. Начинаем читать.

«Не сообщают тайны Торы, но только тому, чье сердце беспокойно внутри него». Так написано.

Что такое «сердце беспокойно внутри него»? Это значит, что человек считает себя большим грешником. Интересно, что именно таким людям сообщают тайны Торы.

Где это написано? Гемара «Хагига». Мы чуть-чуть коснулись этой темы сегодня с утра, что если попытаться сравнить Штейнзальца и рав Ицхака, Штейнзальц как бы обращается к открытому измерению реальности, и это совершенно ясно. Он ясен, он логичен, он эмоционален, он понятен. Вопрос: или это исчерпывает всю реальность, или нет?

Т.е. если кому-то повезло по жизни родиться вот таким человеком, я бы сказал, правой стороны, у которого все в жизни просто и понятно, у которого есть четкие, явные цели, - прекрасно.

Но что если есть какие-то другие люди? Как он здесь пишет, его основное качество, что он постоянно копается внутри себя и находит внутри себя мыслимые и немыслимые грехи. Интересно, что такой человек удостаивается постичь тайны Торы. Т.е. тайны Торы учит человек, полный внутреннего сомнения, внутреннего подозрения, и так далее. Мы назвали это левой линией, можно считать это рабочей гипотезой.

Это качество, что сердце его беспокойно внутри него, это основное условие, без которого невозможно итбоненут, невозможна медитация и невозможна тшува илаа, высшая тшува вообще. Т.е. человек, у которого все в жизни хорошо, человек правой стороны, он как бы вообще сюда не добирается, ему там не интересно. И это настоящее совершенство.

Мы недавно сравнительно рассказывали майсу про Люблинского Ребе, что он каждый раз, когда начинает читать Хумаш, произносил фразу: «А грешнику говорит Бог: «Что тебе рассказывать мои законы». Люблинский считал себя великим грешником. Не он один, про многих других цадиким мы знаем похожие истории. По-видимому, это внутреннее качество.

И это настоящее совершенство, когда он чувствует в своей душе, насколько он далек от Бога.

Люди, которые приходят к нам на уроки, очень часто говорят: «А я чувствую Бога внутри себя». А рав говорит: «Настоящее совершенство – это когда ты чувствуешь, насколько ты далек от Бога, насколько ты не постигаешь его единства, как Он - это все, есть только Он».

Запись опубликована в рубрике: . Метки: , , , .