Начнем сегодня с рав Кука, с «Орот аТшува», а дальше посмотрим. Это не по порядку, просто открыл где-то в середине, мне показалось интересно.
Вообще, у меня были такие размышления. Вот у нас есть рав Штейнзальц, у нас есть рав Кук, у нас есть рав Ицхак. В каком соотношении они находятся между собой? Я пришел к выводу, что в каком-то смысле Штейнзальц – это в каком-то смысле пшат.
Он замечательный, он прекрасный, мы его учим, будем учить дальше. Но сказать, что это все – наверное, нет. Он, действительно, - это наставления, причем в основном это наставления молодежи – школьники и студенты ешивы.
Нормальное, здоровое наставление – как человек должен жить. Но не более того. Оно замечательное, оно очень практичное, и все равно такое впечатление, что рав Ицхак – это совсем другая глубина, если сравнивать, как говорится, наше поколение.
Рав Кук.
Так же как человек должен поднимать свои моральные качества и дурные мысли, к своему корню, для того, чтобы исправить их и смягчить их, так же нужно поднимать маленькие мысли и маленькие эмоции.
Еще раз. Есть понятие алият мидот, поднятие дурных эмоций и мыслей. Есть на эту тему много рассуждений: или это относится к нашему поколению, или это нет. Баал Шем Тов пишет об этом очень много, а Алтер Ребе в Тании это практически исключает.
Я в свое время слышал о том, что это был свич, который сделал Хасидут от движения, которое ориентировано на больших цадиким, к движению, которое вполне народное. Но, по-видимому, рав Кук возвращается к этой идеи.
Он говорит: есть понятие алият мидот, есть понятие, что если у тебя есть какой-то дурная мысль, ты ее должен поднять к своему корню. Но здесь он говорит нечто другое, здесь не эта даже тема обсуждения, он говорит: бывают мысли, они не дурные, они маленькие, они кошерные, они маленькие. Что делать с этими маленькими мыслями? Он говорит: так же как ты должен поднимать дурные мысли, так же ты должен поднимать маленькие мысли.
В сущности, вся книга, которую мы читали, вся брошюра Штейнзальца, которую мы читали в этот месяц, она об этом. То есть вместо того, чтобы заниматься какими-то маленькими вопросами, задай большие вопросы.
И так он говорит: так же как нужно поднимать дурные мысли к своему корню, так же нужно поднимать маленькие мысли и маленькие эмоции к своему корню. Они хорошие, но они не достигли своей настоящей высоты, не достигли своего корня.
Следует поднять их и освятить их Светом Величия. И так же как это помогает всему миру, когда праведник, скажем так, поднимает свои эмоции и мысли упавшие, так еще больше помогают миру посредством того, что поднимают маленькие мысли и маленькие эмоции.