Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Итак мы продолжаем Введение в каббалу Ари рава Ицхака Гинзбурга

Итак, мы продолжаем Введение в каббалу Ари рава Ицхака Гинзбурга.

В прошлый раз мы говорили о том, что есть несколько объяснений, для чего Всевышний создал этот мир.

Для чего Всевышний создал мир? Ответ: он так захотел.

Есть несколько объяснений, для чего Всевышний создал мир. В конечном счете ответ, который приводится в Хабаде – он так захотел. Почему он так захотел? Алтер Ребе говорит: невозможно спросить почему, хотение есть хотение. Немножко напоминает нам Левинаса, который говорит, что у человека тоже есть такая хотелка, такое хотение, которое делает его человеком. Но вот Всевышний тоже захотел этот мир и сотворил его.

Если мы ограничимся этим ответом, что захотел и все, окей, можно закрывать урок.

Но Каббала и Хасидут говорят, что есть еще несколько объяснений. Кроме хотел, это может быть самое высокое объяснение, есть еще какие-то объяснения. В другом месте говорится, что есть скрытая причина хотения. Хотя мы говорим, что захотел и все, но это не значит, что там совсем нет никакой логики, какая-то логика есть.

Он говорит: ответ зависит от того, кто спрашивает. Если спрашивает разум, то мы должны объяснить ему логически. Если спрашивает душа, которая понимает сердце Всевышнего, даже если в этом нет никакой логики, то мы ответим ей, что на самом деле нет причины. Так и все.

Нашему разуму нужно дать ответы, которые удовлетворят разум. Нашей душе, нашему сердцу можно сказать: каха, так и все. Потому что разум отличается от души. Разум удовлетворяется, только когда он находит себе жизненное пространство, когда он может это переварить. Тогда он чувствует вкус, чувствует смысл, чувствует удовольствие, наслаждение, т.е. разуму нужна какая-то логика. Душа не пытается ничего постичь.

Правда, напоминает Левинаса? Разум – это всегда обладать. Разуму необходимо обладать. Для того чтобы обладать, он должен что-то понять. Тогда он чувствует, что он владеет этим. Этим душа способна постигать, не вмещая, не присваивая себе правообладание. Т.е. если разум получает удовольствие, когда он что-то вмещает внутрь себя, когда он пожирает что-то, то душа в отличие от разума получает удовольствие, когда она становится частью чего-то.

Мы обычно говорим: как искра, которая поглощается факелом. Душа как искра, которая хочет слиться с большим огнем.