Продолжим по Лев Ладаат. Когда читаешь какой-то такой текст, есть какая-то энергетика, есть что-то в этом. Мы продолжим читать Перек ба-аводат аШем.
Здесь идет речь про битуль. Мы говорили о том, что понятия шифлут и битуль кажутся полными синонимами. «Шифлут» мы переводим как смиренность, «битуль» мы переводим как подчинение. На самом деле нет. На самом деле шифлут – это качество малхут, а битуль – это качество хохма. И битуль – это не ощущение себя существующим. Одно из самых лучших объяснений слова «битуль» - «битуль» похоже на слово «твила». «Твила» означает окунуться в микву, в воду. «Твила» - это раствориться в воде. Это означает, что человек не ощущает себя отдельной сущностью. Это интересное понятие. Что значит не ощущать себя отдельной сущностью? Есть противоположность – маргиш эт ацмо. Это выражение предыдущего Ребе, что есть люди, которые себя ощущают очень сильно в каждой своей детали.
Есть история хасидская известная, когда один хасид пришел к Цемах Цедеку и говорит: «Ребе, твои хасиды буквально топчут меня». Так он выразился. «Они топчут меня, они унижают меня». Ответил ему Цемах Цедек: «Что ты хочешь, ты распространил себя по всей синагоге. И куда не встанешь, наступишь на тебя». Т.е. это самоощущение, когда человек занимает больше места, чем он на самом деле. Может быть, это можно сравнить, есть такое выражение «хаш берошо», «человек, у которого болит голова». Что надо делать? Учить Тору. Болит у него еще что-то? Значит, тоже надо учить Тору. Мудрецы учат это из различных псуким.
Тора лечит всю человеческую плоть. Когда человек здоров, он не чувствует, что у меня есть рука, у меня есть голова, у меня есть сердце или еще какие-то органы. Пока это все здоровое – это все единое целое и нет ощущения: голова болит, сердце болит, душа болит, еще что-то. Это, собственно, битуль. Т.е. эти органы не ощущают себя самостоятельной сущностью. Они полностью слиянны с человеком. Когда человек болеет, он начинает распадаться на органы, каждый орган начинает себя чувствовать и требовать к себе внимания. И отсюда можно понять, что битуль – это такое растворение. Можно подумать, растворение в чем? Может быть, это растворение в своем народе. Может быть, это растворение во Всевышнем.
Т.е. когда ощущение потока, проходящего через меня, настолько сильно, что мое собственное существование не имеет значения. Это битуль, это не шифлут. «Шифлут» как раз означает, что я очень хорошо сознаю, что у меня есть тело, что у меня есть дурное начало и все остальное. А битуль – это зрима, это проводимость, способность человека проводить божественный свет, а не быть препятствием на его пути.
Это есть сущностное самоустранение имени Ма в хохма. Так объясняется в Хасидуте.
(оцифровки анонсов)