Мы продолжим равом Гинзбургом. Мне кажется, что он здесь говорит какие-то важные вещи, и, может быть, я даже начну с краткого содержания, чтоб было понятно, куда это идет.
Это урок 17 Тамуза в этом году. Соединиться с телом.
В основе служения Всевышнему лежит искафия. Искафия означает подавление, заставлять себя, преодолевать телесное желание. Особенно цом - пост – это самое идеальное выражение этого служения. Даже в обычный день человек старается меньше наслаждаться какими-то физическими делами и удовлетворяться минимумом, даже в Шаббат, когда есть мицва кушать и пить.
И тем не менее, мы стараемся, чтобы Шаббат – это было удовольствие души, а не только тела. Подобно этому работой исапха (исапха – это переворот, метаморфоза) цадиким оно занимается тем, чтобы превратить материальные желания в духовные. И необязательно освящать материальность. Раби Йегуда Наси, на столе которого были все удовольствия мира, перед своей смертью поднял 10 пальцев и сказал, что я не получил никакого удовольствия от этого мира, даже на маленький палец. Это была работа души. Т.е. классическое служение Всевышнему – это служение души.
Что нового говорит здесь рав? Рав говорит, что это только промежуточный этап. Такая работа существует, такая работа важна, но это только промежуточный этап. Вообще этот момент динамики у рава Ицхака кажется одним из самых важных. Когда-то работа была, это называется ахнаа… Ахнаа, авдала, амтака – это тройка понятий, которые являются основой основ у рава Ицхака. Он говорит: начало работы – это ахнаа, это подчинение. Подчинить тело душе, например. Но это не конец работы. Конец работы – это амтака.
Мне вспомнилось то, о чем мы говорили в пятницу, и то, что я потом написал. У рава есть два понятия, которые как бы не новость, эти сами понятия, но новость – то, как он их объясняет. Маасэ берешит и маасэ меркова. Это две части каббалы. Маасэ берешит – это тайны творения мира. Маасэ меркова – это тайны мерковы.
Рав объясняет оба эти понятия очень оригинальным образом, который мне лично безумно нравится. Он говорит: масэ берешит означает творение первичной материи; масэ меркова означает меркова, собрать из этих первичных атомов и молекул всю эту великую Вселенную, которая есть.
На самом просто уровне мы говорим, что масэ берешит – это когда я учу алефбэт, алеф, бэт, гимель и т.д., масэ меркова - это когда я учусь собирать эти буквы в слова, слова – в предложения, предложения – в тексты. Понятно, что масэ берешит – это в этом смысле детское занятие, а масэ меркова - в этом можно совершенствоваться всю оставшуюся жизнь.