Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

06

Несколько дней назад читал какую то очередную скучную дискуссию про гомо лесби. Аффтар, как полагается доказывал и распичывал что парвильно и что нет И вдруг как будто лезвием прошила мысль: а что, разве есть такое — вообще правильно? Вообще неправильно? Может, кому то лучше быть раввином. А кому то извозчиком? И по ассоциации: я всю жизнь решал для себя вопрос: правильно ли быть религиозным (и женатым). Решил. Правильно. Стал религиозным. И женился :(. Ну и? А может вопрос нужно было ставить иначе? Правильно ли ДЛЯ МЕНЯ быть религиозным? И если да то как? И если нет то тоже как?
Когда-то в молодости я сделал вывод что ПРАВИЛЬНО быть религиозным. И стал религиозным. Кажется, при этом я забыл задать куда более важный вопрос: правильно ли ДЛЯ МЕНЯ быть религиозным? Первый вопрос — литвацкий. Второй — хасидский. Есть души, для которых лучше быть извозчиками чем раввинами.
Шел сегодня по улице и вспомнил кое-что из Каспи — для поднятия духа. В сущности, Каспи говорит, что основная благодарность должна быть за то, что мы получили «за так», а не за то, что мы достигли своим трудом. Настоящий хесед Гашем — это то, что пришло Сверху само, а не то, над чем ты трудился и достиг. Мы обычно стараемся благодарить за то, что мы добились — с Б-жьей помощью. И меньше — за то, что получили «за так». Каспи говорит наоборот. Основная благодарность — а благодарность, по Каспи — означает признание милости и принятие милости — она за то, что мы получили бесплатно, а не за то, над чем мы работали и достигли.
Есть известный «нотарикон» — «Исраэль » — «Есть шестьсот тысяч букв в Торе». Собственно, количество букв в Торе давно посчитано. Есть только около трехсот тысяч. Шестисот тысяч нет даже близко. Так что же «есть шестьсот тысяч» — это грубая ошибка? Нет, если считать гласные тоже, то получится шестьсот тысяч… Что такое согласные и гласные в Торе? Согласные буквы — это Письменная Тора — формальный закон, дина кашья, жестокий суд. Гласные буквы, огласовки — это устная Тора. Без устной Торы мы бы не знали, как читать. Устная Тора — это «дина рафья», смягченный закон, Тора милосердия. Тора Авраама.
Шавуот — раскрытие шаар нун. 50 е врата мудрости. Алтер Ребе обьясняет что шаар нун это «даат нээлам». Даат нээлам, сокрытая мудрость, означает мудрость не связанная с конкретным действием в мире. В отличие от даат а митпашет, мудрость, распространяющаяся в мире. Даат как известно связан с рахманут, милосердием (и одно пропорционально другому). Если так то даат, связанный с миром это обусловленное милосердие. А даат не связанный с миром — безусловное милосердие. В переводе на простой язык кадется это означает хесед хинам. Безусловное милосердие и безусловную любовь. И эта безусловная любовь — «накрыл их горой» есть условие получения Торы и обусловленной любви, связанной с исполнением заповедей.
Есть известный мидраш (Раши приводит его на «день шестой») — «Земля боялась и успокоилась». «боялась» — примут ли сыны Израиля Тору. «И успокоилась» — когда сыны Израиля приняли Тору. Можно трактовать этот мидраш в том смысле, что до Дарования Торы основным принципом управления мироздания был суд. Если ведут себя хорошо — хорошо. Если плохо — плохо. Можно назвать это «условная любовь». Поэтому «боялась». Во время Дарования Торы «накрыл их горой как бочкой». Объясняется в хасидут Хабад, что «бочка-гора» — это было раскрытие аhава ацмит — безусловной любви и милосердия
Наше поколение в чем то подобно Аврааму. Авраам — хесед леАвраам, символ милосердия, безразоично, к праведным или к грешным. Авраам выступал против коллективного наказания жителей Содома. Авраам не хотел изгонять Ишмаэля. В современных понятиях Авраам был «керен хадаша» и «бецелем»… Означает ли это что Авраам был во всем прав? Отнюдь нет. «Не как Авраам, из которого вышел Ишмаэль». Тем не менее, Вс-вышний заключает вечный союз именно с Авраамом. С этим ультралевым бецелемцем… Кстати Моше тоже «провинился» в избытке милосердия к «эрев рав»…
Поехал в Кфар на урок рава Гинзбурга. Был какой то совершенно фантастический урок. Рав Хасдай Крескас против Рамбама. Основы веры Рамбама против основ веры у Крескаса. «Эта Тора не будет изменена». Это Рамбам. А Крескас не считает это основоц веры. В общем на одной ноге похоже что Крескас вполне себе основоположник религиозного модернизма. Подробности через пару дней как будет распечатка. Удивительно что мы об этом вообще ничего не знаем.
Насколько сегодня релевантны жертвоприношения? — примерно так же как методы лечения из Талмуда 🙂 Более того, так же как (по некоторым мнениям) запрещено сегодня лечиться «по Талмуду» — так же и с жертвоприношениями. Почему? Природа человека изменилась. И талмудические методы лечения перестали действовать. То же и с жертвоприношениями. Природа человека изменилась. И жертвоприношения для нас «не работают». Дело не в том что технически нет храма и нет возможности приносить жертвы. Дело в том, что даже если построить Храм — это все равно не будет работать для нас.
Вопрос даже не в том, кто прав — Рамбам или Хасдай Крескас. Вопрос — как так получилось, что многие из нас потратили немало лет на изучение Торы, как нам казалось. А оказалось — не Тора, а «краткий курс истории ВКПб» — насквозь идеологизированная версия, где одно мнение канонизировано, а остальные даже не упомянуты и не воспринимаются как нечто релевантное и достойное внимания. У хабадников свой «канон». У литваков свой. Честный сравнительный анализ — что, собственно и составляло всегда основу учения — Б-же упаси!
Есть очень известный Рамбам, помментирующий стих «ибо она мудрость ваша в глазах народов». «Если будете учить как нужно — будете считаться мудрыми. А если нет — будете выглядеть глупцами». А что если предположить что Рамбам говорит — на своем языке — о том, что сегодня называется проблемой релевантности Торы и широко обсуждается например Шагаром? Если будете учиться как положено — то Ваша Тора будет релевантна. И вы ьудете выглядеть мудрецами. А если нет — нет?
Перифраз известного анекдота. По мотивам «Шаар а-йихуд» в Тании. — Дети, Б-га мы видим? — Да, видим! Он сотворил все существующее — небеса, землю, и все что между ними. Он создал человека — следовательно, Он существует. Это так ясно, как будто бы мы Его видели! — А мир, скажите, дети, мы видим? — Мир? — Мир — это перманентное творение. Это каждый раз создается из полного ничто, как картинка на экране монитора. Или как лампочка, которая светит, пока есть ток в сети. Нет, мира мы не видим! Мы видим лишь действующую в нем силу, создающую мнимую реальность….
«Тот кто живет за границей — подобен как будто бы у него нет Б-га». На иврите «за границей» — «хуц лаарец» — дословно переводится «вне земли (Израиля)». Можно попытаться понять буквально. «Тот кто живет вне земли — подобен тому, как будто бы у него нет Б-га». Вера в Б-га связана с землей. Отрываясь от земли, от природы — человек отрывается от веры в Б-га. Возвращение в Сион — это возвращение к природе. И одновременно — возвращение к вере. Начиная от веры в собственные силы. Народ, преследуемый и уничтожаемый в течение 2000 лет — вернувшись на свою землю, создал одну из сильнейших армий мира, победив в 5 войнах на протяжение 50 лет.
Читал в суббтту очередную кеижку по нейропсихологии. Рик яХенсон מאושרים לתמיד Интересно устроены наши мозги. Позитиыные явления как правило вообще не фиксируются. Негативные — фиксируются в мельчайших деталях. Обиды, угрозы, опасности, унижения — истинные и мнимые — это все фиксируется мгновенно и навсегда. По некоторым мнениям даже на генетическом уровне. Позитивные — как правило не интересуют мозг, основная задача которого — выживание Он обьясняет это эволюцией, но и без эволюции ясно что начиная с изгнания из Ган Эйден человечество практически всю свою историю находилось в режиме выживания. И это тот язык, на котором разговаоивает наш мозг.
В этом смвсле (что позитивное мышление есть по сути мессианское мышление) можно сказать, что «левые» отнюдь не предатели и проч. Левые — это мессианское мышление, где нет места злу и наказанию, где есть лишь позитивная мотивация и награда. Начать с того, что испвтания изгнания очистили наш народ и приблизили его к мессианскому мышлению. Особенно ашкеназскую его часть наиболее страдавшему и преследуемую. Поэтому не случайно левая элита — в основном ашкеназы. См. У рава Кука маамар а-дор на близкую тему.
Может быть поэтому величайшие из танаим говорили «пусть прийдет (мошиах) но я его не увижу. Может потому, что мошиах означает резкое почти диаметральное изменние правил игры? И танаим говорят (кроме рабби Йосефа) лучше его не видеть? Рав Йосеф же говорит — я готов сидеть в тени навоза его осла. Он готов увидеть в «навозе» лево-либерал ной демократии дух Мошиаха?
В конечном счете все сходится к «шестой сфире» которая не случайно называется «основой» и «главой тела». По тому «где он держит» в «шестой сфире» человек может судить — если у него осталось хотя бы чуть чуть элементарной честности и умения видеть вещи в их истинном свете — о своем месте в служении Вс-вышнему вообще. И это место зачастую оставляет желать лучшего… Рав Гинзбург говорит что основной «тикун» это жениться. Лучше наверное сказать, что это начало «тикун». Тот кто не был женат вообще — он вообще не «хавер а-моадон» мира тикун. Он глубоко в тоhу.
Центром личности Адама — до греха древа познания — была «шестая сфира». Читал как то об этом замечательную статью рава Дрейфуса из ешивы Сиах. И понятно что они занимались там в основном любовью как пишет Раши После греха центром стал мозг. И это собственно первое изгнание — изгнание природного начала и замена его на разум [Кстати современные исследования мозга подтверждают что основная часть мозга -это эмоции. Разум это всего лишь оболочка мозга] Как результат греха — собственная природа стала восприниматься как нечто внешнее и угрожающее, от чего следует отделиться и защититься
Чему нас учит известная талсудическая история про рабби Шимона? Изначальное движение каббалы — восстать против мира, убежать из мира и даже сжечь этот мир. Однако в конечном счете — после двенадцати и еще однооо года в пещере — рабби Шимон и его сын приходят к тому, чтобы работать в мире и исправлять мир. И не в каких то глобальных вопросах а во вполне прозаических и будничеых вещах. Иниересно что для такой смены направления недостаточно даже пророка Элиягу учившего их все эти годы. Требуется бат-коль. Голос с Небес
Сеть полна воспоминаниями о войне. Подумалось. Если искать кандидатов на Гога и Магога то трудно найти что то более подходящее, чем война Германии с Россией И да, после той войны был создана страна Израиля
На одном из самых важных для меня уроков несколько лет назад в Раанане рав Ицхак Гинзбург спросил: религиозен ли Б-г? Народ слегка ошалел от вопроса, но рав обьяснил что «религиозный» — это «высшее единство», как обьясняется в Тании, Б-жественный свет»окружающий» мир. А «светский» соответственно — «нижнее единство» — Б-жественность опускающаяся в мир. Так религиозен ли Б-г? Ответ был что Б- одновременно и»религиозный» и «светский». Вопрос, понятно, интереснее ответа. И «по дороге» были идеи — да и да, нет и нет.
Есть большая разница между заповедями «делай» и заповедями «не делай». Делай — за награду — относится к той области человеческой психики, которая отвечает награду. Это так называемая מערכת נמשכת — так или иначе это вторая, более развитая ступень психики Заповедь же «не делай» и страх перед наказанием обращены, как представляется очевидным, к т.н. «рептильному» мозгу. Последствия избыточного стимулирования рептильного мозга весьма разнообразны. Как раз читаю чейчас книжку об этом. В двух словах, человек переелючается в режим «выживания». Все системы при этом работают на износ. Долговременных планов нет в принципе. Общение на нуле.
Если бы удостоились, «аскала» — еврейский ренессанс — мог бы стать, подобно водам потопа, благословением Израиля. Но не удостоились, и воды, изначально предназначенные для боагословения, стали водами потопа. По видимому можно говорить о спектре мнений в отношении аскалы. Когда на одном фланге рабби Нахман, друживший с маскилим и приближавгий их. А на другом Алтер Ребе, кажется наиболее непримиимый противник аскалы ч том поколении. Известная майса про Наполеона — что лучше для евреев — победа Наполеона, которая принесет возрождение евреймтва, и при этом дух свободы и ренессанса. Или победа антисемита Александра, которая законсервирует угнеьение евреев еще на сто лет — это, собственно, спор о аскала. Алтер Ребе считал, лучше антисемитизм чем аскала. Остальные цадиким считали, видимо, иначе.
А вот еще из забавного. Откуда мы знаем что хабадское направление хасидизма самое прасильное? — Ну как же, Ребе так сказал! А откуда Ребе это взял? — Наверрое тт Предыдущего Ребе… А еще кто то кросе Хабада так считает — скорее нет чем да. По крайней мере в поколении Алтер Ребе скорее рабби Нахман называл себя гоавным евреем. У Алтер Ребе что то не припоминается такого…
Yehuda Yifrach задает вопрос — как же так такое количество в общем и целом придичных людей апинимали участие в похищении и «усыновлении» «ялдей тейман» и хоанят заговор молчания вот уже почти 70 лет. И делает вывод. Ментальность колониализма. А что Хабад в России это не то же самое? А мои десять дет в шлихуте — это ли не попытки насильсивенно осчастливиь безграмотных туземцев приобщенмем к единственно верной религии?
Элиэзер бен Йегуда сделал нечто, что ортодоксия никогда ему не простит — он научил народ ивриту… Что такого страшного в том, что народ начал говорить на святом языке? Страшно, что сегодня каждый грамотный человек может — с синимальной помощью — самостоятельно читать традиционные еврейские тексты. Страшно — поскольку подрывает монополию «ломдим» на изучение и трактование Торы Лично мне кажется, что в нашем поколении «бесора» — настоящее обновление — прийдет из светскоо бет мидраша. Религиозный где то себя исчерпал.
На языке вертится вопрос. На днях осудили того типа, который зарезал девушку на гей параде с Иерусалиме в прошлом году.. Можем ли мы, или , лучше, могу ли я с чистой совестью сказать «наши руки не пролили эту кровь»? Все прекрасно знают, что полагается по законам Торы за мужеложество. И не то что бы этот закон был отменен. Есть просто «маленькая» техническая проблема — которая называется «яд исраэль ткифа» — поскольку мы находимся в изгнании среди гоим и ционим — то мы не можем применить этот закон на практике. Но настанет день — и как только мы сможем снова побивать камнями отступкиков — мы обязательно это сделаем…
Помнится, году этак в 89, когда я еще был «новый клиент» (выражение р. Гейче Виленского) в Хабаде, читался какой то особенно «боевой» Теилим. 83 кажется. Мы тогда молились в миньяне реб Гейчи, и меня очень занимало, что нужно иметь в видв, произнося столь «боевые» слова. Я как то подошел с этим вопросом к р. Гейче. И — он, кажется вообще не понял что я от него хочу… И — вот это непонимание р. Гейче осталось в памяти. И еще зарисовка из тех времен: р. Гейче орет — буквально совершенно — орет — на попрошаек, приходящих к нему за подаянием. Только в его крике ты слышишь столько хесед, чтолько человечности, что это невозможно даже передать. И да, конечно он дает им деньги (Гейче был габай цдака, и речь кажется шла о достойных суммах)
Депрессия, страдания, ненависть — состояния подобные наркотическим. Насколько я понимаю — в буквальном смысле, поскольку они переводят мозг в «реактивное», возбужденное состояние, и в кровь вбрасывается много адреналина и других «энергетических» гормонов. Собственно, возможно, поэтому из Мицраим так тяжело выходить «Бесплатная рыба» Египта — это бесплатная энергетика жертвы
Влзможности для позитивного переживания по большей части не приходят в сопровождении орккстра. Закончили писать письмо по электронной почте? Есть у вас друг? — достаточно. Большинстао позитивных переживаний сравнительно умеренны. Если измерятб от 1 до 10 то это где то 1-2. Но не в этом суть. Эти моменты важны сами по себе. И со временем они способны перенастроить Ваш мозг на позитив. )מאושרים לתמיד, 67)
Понятие «нешама клалит» — ну не знаю как это переаодить, извиняйте… — подразумевает способность видеть «клаль» (общность) а не детали реализации. И чем больше эта способность видеть общность а не детали — тем выше, можно предполагать, эта душа. В этом контексте, скажем, ясно, что рабби Нахман, который находит общий язык с апикорсим, «выше» (звучит смешно, а?) чем Алтер Ребе, который с ними не находит языка (и наоборот, измеряет степень праведности мерой ненависти к злу). И то же — рав Кук и Ребе. Ребе скорее «терпел» нерелигиозных (и пытался их затшувить). Доя Ребе нерелигиощнфй еврей — это «пока еще не соблюдающий еврей». Рав Кук же говорил с ними на равных. И наоборот, видел в нерелигиозных достоинства, отсутствующие в религиозных. Я отсюда делаю вывод (да простят меня ортодоксальные хабадники) что именно рав Кук — Ребе, нешама клалит и праведник поколения…