Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

05

Кк говорится для баланса. Или это швии шел Песах на меня так подействовал. Если у харейдимного мира одни проблемы, а у национал но религиозного лагеря одни достоинства, то зачем тогда вообще нужна эта запчасть? Может харейдим это пережиток, который отомрет лет так через дцать. И все мы дружно встанем под бело голубые знамена религиозного сионизма. Навскидку я могу назвать только одно достоинство харейдимности. Но судя по тому что несмотря на все усилия я так и не смог сменить кипу на вязаный вариант, да и борода осталась на месте, возможно где то это одно достоинство перевешивает все видимые мной недостатки.
Вдогонку нашим дискуссиям о физиках и лириках (извиняюсь, о сионизме и харейдизме)… Что лучше, кто правее. Как правильно. Вопрос бессмысленный. Лучше, чтобы человек был там, где ему лучше. В определенном смысле, харейдимный иудаизм это «детство». Харейди — это чувствовать себя маленьким ребенком перед Б-гом. Кто сказал, что это плохо? Это отлично, если человек действительно там. Также харейдимное отвержение «несовершенной» геулы — это очень по-детски. Неспособность увидеть цельную картину — это все очень по-детски.
Есть нечто опьяняющее в атмосфере святости, в атмосфере праздников, особенно — в атмосфере мистики. Поэтому, наверное, в праздники мицва выпить стакан вина (можно больше…) Однако, вино не может служить заменой хлебу. Все заморочки разного рода фанатиков — это не потому, что они глупые. Они — пьяные. Им страшно расстаться со «сладкой Гемарой» и посмотреть в глаза реальности. Когда они чувствуют голод — они не утолят его куском хлеба. Они нальют себе еще стакан вина. Однако, Тора говорит «покушал меда немного — хватит с тебя»…
Неправильно говорить, что харейдим находятся в галуте. Нет, это Тора находттся в галуте и «облачилась во вретище» ненависти и презрения к окружающим. «Тора Вавилона»это Тора изгнания. Следует «поститься сто постов», как рабби Зейра, чтобы забыть Тору изгнания. Лишь тогда можно начать учить Тору избавления, Тору Эрец Исраэль. Поэтому Тора избавления, Тора земли Израиля — это Тора для баалей тшува.
Сегодня День Катастрофы и героизма. Йом аШоа веаГвура. Я чувствую, что это одна из тех вещей, которые я потерял, став религиозным. Когда мне было 17 лет — то Катастрофа, память о Катастрофе — это была, наверное, самая важная часть моего еврейского самосознания. Мои дедушки и бабушки погибли от рук фашистов (собственно, бОльшая часть моей семьи — как по маминой, так и по папиной линии — погибли во время войны от рук фашистов) — значит, я должен быть их продолжением. Об этом никто не говорил мне, и никто не учил меня. Но я так чувствовал. Это сознание было одним из важных моментов моего поиска еврейства, приведшего меня на пути тшувы.
Яир Каспи вчера. Мы хорошо научились жаловаться и требовать. При этом мы практически разучились просить и выражать благодарность. Мы научились быть сильными. Мы взяли свою жизнь в свои руки. При этом мы начали страшно бояться показать свою слабость, зависимость, неполноту. Однако полноценные человеческие отношения не выстраиваются, если отсутствует этот компонент зависимости и слабости Поэтому выражение Благодарности Высшей Силе, практикуемое ежедневно, по Каспи есть основа исправления личности. «Тода леха боре олам ал хесед шеасита ити» — ежедневно и как можно более подробно.
Сегодня ночью проснулся от странной мысли. Что такое «гилуй арайот»? Эрва на иврите означает также слабое, уязвимое место. Когда Йосеф обвиняет братьев что они шпионы он говорит «Вы пришли высматривать эрват аарец». Если так, гилуй арайот это такое движение в душе, найти, высмотреть у своего товарища — чем ближе о к тебе тем лучше, и тем больше ты видишь его слабые и уязвимые места — высмотреть этакое слабое место. И вывесить его по возможности на всеобщее обозрение. В этом смысле то, чем занимается пресса — ак правая так и левая — это гилуй арайот. Яир Голан неудачно выразился — ту его! Уги Яалон поспешил обвинить «бравого солдата швейка» — в отставку его!
Читал вчера вечером снова Яира Каспи, Нисайон. Тяжелое чтение. Тяжелые вопросы. Самый тяжелый из вопросов: ты действительно веришь в Б-га? Или же твое раздувшееся эго настолько заполняет собой все вокруг, что места для Б-га уже не остается? Удивительно, что эти вопросы задает совершенно светский человек. Меня кто то спросил, если Каспи все время говорит о Б-ге почему же он тогда не соблюдает? Ответ, по видимому, он не нашел себе места ни в одной из существующих версий иудаизма…
Вчерашняя, очень неприятная для меня дискуссия с Саврасов Лейб в сущности, ответила для меня на вопрос о взаимоотношении совремнееного харейдизма и сионизма. В современном харейдизме зачастую нет Б-га. Нет веры. Ни Б-гу, ни человеку. Отсюда безумные хумрот. Отсюда стены до небес. Отсюда ненависть к Стране и ее символам. Там где есть вера, есть свет и милосердие. Там где уходит свет веры — остается кладбище святых книг и нагромождение хумрот и ненависть ко всему живому. Жизнь и свет обьявлены йецер ара и строжайше запрещены. Вот такой новый иудаизм
Ходил вчера на «каратэ для тех кому за 50» к DoctorMoshe Ben Abraham Пока добрался — народ уже разошелся. Ну не уходить же просто так… Отжался от стеночки несколько раз, как Моше учил. Потом от пола — не, думаю, не то. Нужно еще что-то. Вспомнил, как Моше показывал как ходить на четвереньках… (жалко фотоаппарата с собой не взял. Классное фото бы получилось…) Ну, классное упражнение. Встать на четвереньки и ходить. Как малые дети делают. Упражнение для спины, шеи, рук — лучше не придумаешь. Потом вспомнил еще «тигриную походку» — тоже на четырех, но колени не касаются пола. Сделал пару кругов. Потом еще по полу покатался — вообще отлично.
Есть интересная «хакира» — философское исследование. То, что сегодня нет Храма, например — это «за грехи наши мы изгнаны из страны нашей…» или же просто указание на То, что Б-жественная воля изменилась. Или например, в Торе за публичное осквернение субботы положена смертная казнь. То, что сегодня это неприменимо — это только «случайное стечение обстоятельств», и нужно, соответственно, стремиться к восстановлению Санедрина, и возвращению смертной казни за осквернение субботы? Или же это указание на то, что Б-жественная воля изменилась. И это не то, что Б-г от нас хочет?
В продолжение этой дискуссии: https://www.facebook.com/itzik.roytman/posts/1209268425752369?pnref=story Вопрос о том, статичен ли Б-г или динамичен, и, соответственно, статична ли Тора или динамична. На первый вопрос читал в свое время сиху Ребе — сейчас не помню где — о том, что есть две версии Б-га. Б-г средневековых философов — статичный и логичный (это известный вопрос по «нимна анимнаот», или «может ли Б-г сотворить камень который он не способен поднять»). Средневековый философ ответит «нет. И будет поставлен в тупик… Б-г средневековых философов — это статичный неподвижный абсолютный разум. Абсолютно логичный.
Где я читал об этом? А, год назад дома у Йегуды Ифраха, журнал Адраба, от имени рабби Нахмана Как узнать какое устрожение взять на себя а какое нет? Говорит рабби Нахман. Если оно добавит тебе радости в служении — бери. Если нет — нет. И там же — удали сатана спереди нас и сзади нас. Обьясняет рабби Нахман? Сатан спереди — это дурное начало мешающее соблюдать заповеди. Сатан сзади — дурное начало устрожаться сверх меры… Саврасов Лейб пишет о трепете как основе служения. Он прав конечно. Только может оказаться что человек трилцать лет трепещет перед Б-гом. А потом идет к психологу и выясняктся что это не трепет никакой, а обыкновенная харада. Фобия то есть. и хорошо если пойдет. Некоторые до конца жизни будут трепетать.
כל מילה בסלע. Рав Шерло (тоже кстати, «еки») о галахических диспутах. Точнее не скажешь. ======= Есть принципиальная разница между несогласием с тем или иным мнением, и его делегитимизацией. Не только в отношении галахи. И да, это отличительный признак иудаизма и еврейства вообше, его «фирменный знак» А тот, кому трудно смириться с правом двух евреев иметь три мнения — позвольте мне усомниться в его еврействе.
В субботу попалась на глаза майса (из подборки, выпущенной в свое время семьей Глуховских — сипурим, записанные р. Элягу Хаимом Мешуловиным) Рашбац (или Радац?) собрался ехать в Эрец Исраэль. Но, поскольку он считал себя хасидом Цемах Цедека — он сказал, я пойду к Ребе (Раяцу) только за брахой, но не за советом. Так и сделал. Пришел к Ребе Раяцу. Получил браху. Поехал. Через пару лет он скончался. И Ребе Раяц, вроде бы, сказал: да, не следовало ему ехать в Эрец… Не знаю как кому — мне в этой майсе более всего привлек тот факт, что для хасида нет «Ребе» вообще. Есть конкретный Ребе, хасидом которого он продолжает оставаться. И только у него — он готов принять «совет». От остальных — только «браха».
Вчера почти до самого наступления субботы смотрел вот этот ролик: Бен Гурион зачитывает Мегилат аАцмаут — 5 ияра 1948 года. Кто то хочет сказать, что он решился на это сам? Или за ним стояли — и он это чувствовал, и все это чувствовали — 6000000 погибших в Катастрофе? Весь эрев шабат в голове странная мысль — Шоа ведь это был «корбан». «Холокост» так и переводится, в сущности, как «жертва всесожжения». Жертвоприношение, подобное акейдат Ицхак. דודי ירד לגנו ללקט שושנים «Друг мой спустился в сад свой, собирать розы» — в Зогар объясняется этот стих, что иногда Вс-вышний забирает из этого мира праведные души раньше времени. Жертвоприношение — называется в Зогар «тайна». Мы не можем постичь почему. Мы видим тайну. Мы видим, что одно происходит после другого. И одно неразрывно связано с другим.
В сущности, вся идея иудаизма — это «והסירותי את לב האבן מקרבך ונתתי לך לב בשר» — «И удалю Я сердце каменное изнутри тебя. И дам тебе сердце из плоти». Если человек вдруг ощущает на пути тшувы, что его сердце каменеет — наверное стоит остановиться и передохнуть. Парадоксальным образом, сто лет назад у наших прадедов и прабабок были живые сердца. Изгнание, погромы, нищета — все это разбивало сердца людей. Но это были живые сердца и живые люди. И эти живые сердца — да, они были устремлены к Земле их отцов.
Сеть кипит по поводу Буги и Либермана. Ясно что назначение более чем странгое на первый взгляд. Но: чем запомнился Буги в последние годы: захват ешивы в Ицгаре.. Админтстративные аресты. Сейчас вот история с этим бравым солдатом Щвейком. Ну и наконец Яир Голан. А скоро еще выходит срок разрушения Амоны не дай Б-г, где позиция армии вовсе не последняя Если Биби пытается улучшить свои пощиции в этих и подобных вопросах то логика в этом есть
Выучил сегодня кое что новое про израильскую медицину. В начале недели свалился с непонятной хвлрью. Думал отлежусь пройдет. Ан нет. Только хуже. В общем с утра надумал к врачу идти. Проблема — как попасть к врачу в тот же день? По зависи есть только середина недели,а до нее еще надо дожить… В общем собрался с духом позвонил в «мокед» скорой опмощи. Меня выслушали и сказали: можно конечнл в миюн, т.е в больницу. Но лучше дойти до купат холим, зайти к медсестрам — они снимут показания и проведут к врачу без очереди если надо.
В продолжение темы. Спасибо, коне,но за добрые пожелания, но только я совсем не об этом. Человек похож, гу как это сказать лучше, на стеклянный шар, переливающийся всеми цветами радуги. Если этот воображаемый шар разбить, мы получим множество маленьких шариков. Каждый шар — определеннач грань личности Дальше что происходит? Если человек психически здоров, то все шарики находятся примерно на одном этапе развития. Психические проблемы начинаются, когда один из шариков уходит вперед, вытягивая на себя всю энергию организма. А остальные так и остаются в полуразвитом или недоразвитом состоянии.
Старая всем известная майса про «голого короля» может, кажется, нас чему то научить. Мы иногда пытаемся облечь нашу религиозность во все более изысканные, все более «утонченные» одеяния, так что не замечаем, что на каком то этапе «король» оказывается «гол» — там уже не осталось вообще никакой религиозности. Действительно, у рабби Меира была Сефер Тора в которой было написано כותנות אור — одеяния из света. Но для всех осталььных требуются «одеяния из кожи» — да, да, те самые кожаные тфилин, которые мы мотаем каждое утро.
Ну вот, вроде выбрался.. Что осталось? Осталось чувство удивления и благодарности, когда ты вновь способен встать с кровати, вновь можешь подняться по лестнице, вновь можешь пройтись по таелет не шатаясь. День два — и это тоже растворяется. Стоит это зафиксировать и задержать в памяти. Завтра мы снова пойдем штурмовать зияющие вершины. Полезно иногда оглянуться назад чтобы услышать спокойную благодарность самых простых аспектов бытия. Тода леха боре олам ал…