Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

В продолжение этой дискуссии

В продолжение этой дискуссии: https://www.facebook.com/itzik.roytman/posts/1209268425752369?pnref=story Вопрос о том, статичен ли Б-г или динамичен, и, соответственно, статична ли Тора или динамична. На первый вопрос читал в свое время сиху Ребе — сейчас не помню где — о том, что есть две версии Б-га. Б-г средневековых философов — статичный и логичный (это известный вопрос по «нимна анимнаот», или «может ли Б-г сотворить камень который он не способен поднять»). Средневековый философ ответит «нет. И будет поставлен в тупик… Б-г средневековых философов — это статичный неподвижный абсолютный разум. Абсолютно логичный. Хасидут и каббала, как объясняет Ребе (в сущности, «нимна анимнаот» это огромная тема в хасидут вообще, и в Торе последнего Ребе в частности) — говорят, что Б-г не обязан быть логичным. Поскольку мы говорим, что Б-г есть совершенство, то с нашей точки зрения отсутствие роста и изменения — есть самое большое несовершенство. Соответственно, Б-г, по этой логике, изменчив. По видимому, Б-г Хазаль ближе к этому неформальному хасидскому Б-гу, чем к формализованному Рамбамовскому варианту. Б-г Хазаль учит Тору вместе с Израилем, и по логике вещей, в бет-мидраше постоянно открывают новые вещи. И есть Б-г рабби Нахмана — суть которого — молчание. Халаль и маком пануй — место, где нет Б-га. И оттуда приходят вопросы, на которые нет ответов — известная Тора рабби Нахмана. Рабби Нахман также говорил, что каждое слово, произнесенное внизу, сначала было произнесено Свыше. Т.е., если приходит такая идеология как, скажем, сионизм, или как скажем, феминизм — это приходит изначально Свыше. Собственно, как только мы переходим от модели однократного творения к модели (Хасидут) перманентного творения — понятно, что Вс-вышний не делает постоянно одно и то же. В каждый следующий момент времени творится немного другой мир. В котором больше света, и больше добра и больше святости (есть немало сихот Ребе об этом). И В каждый следующий момент времени от Вс-вышнего исходит Новая Тора. И чувствительные умы, ищущие истину, праведники поколения — слышат эту Тору и открывают ее поколению. Это Баал Шем Тов. Это рав Кук. Это рав Шагар и рав Фруман, если говорить о нашем поколении. И т.д. А те, «фальшивые праведники», у которых «уши но не слышат, глаза но не видят» — нападают на истинных праведников, раскрывающих истинную Тору. Об этом очень много у рабби Нахмана