Есть интересная "хакира" - философское исследование. То, что сегодня нет Храма, например - это "за грехи наши мы изгнаны из страны нашей..." или же просто указание на То, что Б-жественная воля изменилась. Или например, в Торе за публичное осквернение субботы положена смертная казнь. То, что сегодня это неприменимо - это только "случайное стечение обстоятельств", и нужно, соответственно, стремиться к восстановлению Санедрина, и возвращению смертной казни за осквернение субботы? Или же это указание на то, что Б-жественная воля изменилась. И это не то, что Б-г от нас хочет?
И если Б-жественная воля изменчива - где границы? Такие законы как "прозболь" и "продажа хамеца" - когда прямые запреты из Торы (давать деньги в рост и владеть хамец) практически отменяются по достаточно формальному поводу - указывают, на первый взгляд, на то, что границы достаточно широки.
Яир Каспи - один из крайних сторонников теории "динамического и перманентного Б-жественного откровения" (его книга "Лидрош Элоким"). И Б-жественной воли, меняющейся из поколения к поколению. И от человека к человеку. И даже для одного и того же человека в разные периоды его жизни.
Рав Шерло считает - как то читал его статьи на эту тему - что есть лишь две неизменные заповеди - "Я..Б-г твой" и "да не будет у тебя других богов". А остальные могут меняться и отменяться.
Вопрос, конечно, что останется от иудаизма, если каждый будет трактовать Б-жественную волю как он хочет. Хороший вопрос. Но есть еще один хороший вопрос: что произойдет с иудаизмом, если мы как цдуким, будем продолжать одевать тфилин "между глаз", потому что "так написано в Торе"? Истина, наверное, посередине.
Но само понимание того, что иудаизм - это скорее живое тело, чем неподвижная египетская статуя фараона - на мой взгляд, критично для понимания иудаизма вообще, и в особенности, для адекватного восприятия древних и современных текстов