Перифраз известного анекдота. По мотивам "Шаар а-йихуд" в Тании.
Дети, Б-га мы видим?
Да, видим! Он сотворил все существующее - небеса, землю, и все что между ними. Он создал человека - следовательно, Он существует. Это так ясно, как будто бы мы Его видели!
А мир, скажите, дети, мы видим?
Мир? - Мир - это перманентное творение. Это каждый раз создается из полного ничто, как картинка на экране монитора. Или как лампочка, которая светит, пока есть ток в сети. Нет, мира мы не видим! Мы видим лишь действующую в нем силу, создающую мнимую реальность....
Значит, дети, мира нет! Он не существует, это фикция, обман зрения и все!
(до сих пор по "Шаар аЙихуд - гл. 1, 2 - когда то самое любимое мое место в Тании... - "значит дети мира нет")
Ну и где же этот умный еврейский мальчик, который ответит вопросом на вопрос?
Попробую продолжить.
- Мошеле поднимает руку.
- Можно вопрос?
- Да.
- Откуда мы доказали существование Б-га? - Из существования мира! Так как же после этого мы можем утверждать, что мир - это мнимая реальность? Авраам смотрел на мир, и увидел в нем руку Творца. Известны слова Хазаль, о том, что если есть свиток - то есть и его автор.
Как же можно утверждать, придя от "свитка" к "автору" - что "свиток", в сущности, это фикция? Если свиток - фикция - то автор - еще больше фикция? Разве не так?
Я не говорю формально логически. Я говорю скорее об эмоциональном восприятии. Вся наша (эмоциональная) связь с Б-гом идет из мира. "Любовь к ближнему - пример как любить Вс-вышнего". Если "машаль" перестает существовать - то "нимшаль" тоже практически становится ничто.
Т.е., оставляя мир ради веры в Б-га - мы, парадоксальным образом теряем и мир, и Б-га.
А возвращаясь обратно в мир - возвращаемся к вере...
В сущности, это парадокс свечи - "Свеча Вс-вышнего душа человека". Пламя свечи рвется вверх, к своему источнику. Но отрываясь от фитиля - оно гаснет. Так человек стремится к вере. Но когда вера отрывает его от мира - гаснет и огонь веры тоже.
Может быть, поэтому Дарование Торы произошло лишь на 26 поколении. Лишь после того, как мир узнал о собственном существовании, получил уже собственную историю - он готов познать Б-га. Не раньше.
На пути тшувы мы тратим немало времени на доказательство существования Б-га. Понятно, что без этого вообще нет тшувы. Однако, если это доказательство бытия Б-га отрицает бытие мира - тем самым оно выбивает основу самой веры.