Есть известный мидраш (Раши приводит его на "день шестой") - "Земля боялась и успокоилась". "боялась" - примут ли сыны Израиля Тору. "И успокоилась" - когда сыны Израиля приняли Тору.
Можно трактовать этот мидраш в том смысле, что до Дарования Торы основным принципом управления мироздания был суд. Если ведут себя хорошо - хорошо. Если плохо - плохо. Можно назвать это "условная любовь". Поэтому "боялась".
Во время Дарования Торы "накрыл их горой как бочкой". Объясняется в хасидут Хабад, что "бочка-гора" - это было раскрытие аhава ацмит - безусловной любви и милосердия
Наше поколение в чем то подобно Аврааму. Авраам - хесед леАвраам, символ милосердия, безразоично, к праведным или к грешным. Авраам выступал против коллективного наказания жителей Содома. Авраам не хотел изгонять Ишмаэля. В современных понятиях Авраам был "керен хадаша" и "бецелем"...
Означает ли это что Авраам был во всем прав? Отнюдь нет. "Не как Авраам, из которого вышел Ишмаэль".
Тем не менее, Вс-вышний заключает вечный союз именно с Авраамом. С этим ультралевым бецелемцем...
Кстати Моше тоже "провинился" в избытке милосердия к "эрев рав"...