Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

13

Есть известный мидраш (Раши приводит его на «день шестой») — «Земля боялась и успокоилась». «боялась» — примут ли сыны Израиля Тору. «И успокоилась» — когда сыны Израиля приняли Тору. Можно трактовать этот мидраш в том смысле, что до Дарования Торы основным принципом управления мироздания был суд. Если ведут себя хорошо — хорошо. Если плохо — плохо. Можно назвать это «условная любовь». Поэтому «боялась». Во время Дарования Торы «накрыл их горой как бочкой». Объясняется в хасидут Хабад, что «бочка-гора» — это было раскрытие аhава ацмит — безусловной любви и милосердия
Наше поколение в чем то подобно Аврааму. Авраам — хесед леАвраам, символ милосердия, безразоично, к праведным или к грешным. Авраам выступал против коллективного наказания жителей Содома. Авраам не хотел изгонять Ишмаэля. В современных понятиях Авраам был «керен хадаша» и «бецелем»… Означает ли это что Авраам был во всем прав? Отнюдь нет. «Не как Авраам, из которого вышел Ишмаэль». Тем не менее, Вс-вышний заключает вечный союз именно с Авраамом. С этим ультралевым бецелемцем… Кстати Моше тоже «провинился» в избытке милосердия к «эрев рав»…