Есть известный мидраш (Раши приводит его на "день шестой") - "Земля боялась и успокоилась". "боялась" - примут ли сыны Израиля Тору. "И успокоилась" - когда сыны Израиля приняли Тору.
Можно трактовать этот мидраш в том смысле, что до Дарования Торы основным принципом управления мироздания был суд. Если ведут себя хорошо - хорошо. Если плохо - плохо. Можно назвать это "условная любовь". Поэтому "боялась".
Во время Дарования Торы "накрыл их горой как бочкой". Объясняется в хасидут Хабад, что "бочка-гора" - это было раскрытие аhава ацмит - безусловной любви и милосердия
И поэтому "успокоилась" - в мире появилась составляющая безусловной любви. Существование мира перестало быть функкцией ежедневного подведения баланса грехов и добродетелей. В мире раскрылось нечто, что выше этого.
На мой взгляд, именно это раскрытие безусловной любви - и есть суть Дарования Торы. И это именно то, что дает возможность исполнения Торы и изучения Торы.
В переводе на язык психологии - эта "безусловная любовь" означает уверенность человека в себе. Уверенность человека в том, что его жизнь и личность самоценны. Независимо от его успехов и провалов.
Неделю назад я задал здесь вопрос, смутивший некоторых, имеет ли вообще смысл быть религиозным. Возможно, в вышесказанном есть ответ. Если Тора - это безусловная любовь - то да. Если нет - то нет.
Т.е., если мы воспринимаем Тору как прежде всего безусловную любовь и раскрытие ее в мире - то да. Но если Тора для нас - это всего лишь сборник обязательств и "налоговая инспекция" - тогда наверное мы просто еще не поняли, что на самом деле означает Тора.