Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Есть известный мидраш (Раши приводит его на "день шестой") - "Земля боялась и успокоилась"

Есть известный мидраш (Раши приводит его на «день шестой») — «Земля боялась и успокоилась». «боялась» — примут ли сыны Израиля Тору. «И успокоилась» — когда сыны Израиля приняли Тору. Можно трактовать этот мидраш в том смысле, что до Дарования Торы основным принципом управления мироздания был суд. Если ведут себя хорошо — хорошо. Если плохо — плохо. Можно назвать это «условная любовь». Поэтому «боялась». Во время Дарования Торы «накрыл их горой как бочкой». Объясняется в хасидут Хабад, что «бочка-гора» — это было раскрытие аhава ацмит — безусловной любви и милосердия И поэтому «успокоилась» — в мире появилась составляющая безусловной любви. Существование мира перестало быть функкцией ежедневного подведения баланса грехов и добродетелей. В мире раскрылось нечто, что выше этого. На мой взгляд, именно это раскрытие безусловной любви — и есть суть Дарования Торы. И это именно то, что дает возможность исполнения Торы и изучения Торы. В переводе на язык психологии — эта «безусловная любовь» означает уверенность человека в себе. Уверенность человека в том, что его жизнь и личность самоценны. Независимо от его успехов и провалов. Неделю назад я задал здесь вопрос, смутивший некоторых, имеет ли вообще смысл быть религиозным. Возможно, в вышесказанном есть ответ. Если Тора — это безусловная любовь — то да. Если нет — то нет. Т.е., если мы воспринимаем Тору как прежде всего безусловную любовь и раскрытие ее в мире — то да. Но если Тора для нас — это всего лишь сборник обязательств и «налоговая инспекция» — тогда наверное мы просто еще не поняли, что на самом деле означает Тора.