Если бы удостоились "аскала" - еврейский ренессанс - мог бы стать подобно водам потопа благословением

Если бы удостоились, "аскала" - еврейский ренессанс - мог бы стать, подобно водам потопа, благословением Израиля. Но не удостоились, и воды, изначально предназначенные для боагословения, стали водами потопа. По видимому можно говорить о спектре мнений в отношении аскалы. Когда на одном фланге рабби Нахман, друживший с маскилим и приближавгий их. А на другом Алтер Ребе, кажется наиболее непримиимый противник аскалы ч том поколении.

Известная майса про Наполеона - что лучше для евреев - победа Наполеона, которая принесет возрождение евреймтва, и при этом дух свободы и ренессанса. Или победа антисемита Александра, которая законсервирует угнеьение евреев еще на сто лет - это, собственно, спор о аскала. Алтер Ребе считал, лучше антисемитизм чем аскала. Остальные цадиким считали, видимо, иначе.

Речь не о том, кто прав. Откуда я знаю, кто прав? Яков Блайх из Киева лет ..дцать назад сказал что из-за Алтер Ребе в Россми пришли к власти коммунисты...

Речь скорее о том, что также в этом, кажется простом и раз и навсегда решенном вопросе - что такое аскала и как к ней отеоситься - при ближайшем рачсмотрении есть больше одного мнения...

Однако можно предположить, что то, что на земле Израиля аскала стала боагословением, в том числе и для иудаизма и ортодоксии - это потому, что нашнлся такой рав Кук, приближавший халуцим и увидевший в них благословение.

А то, что в России произошло обратное, и еврейские революционеры стали проклятием как для своей страны так и для иудаизма - может винить надо в этом тех уважаемых равов, обьявивших войну до последнего еврея революционной "ереси"?

Шавуа тов

Запись опубликована в рубрике: .