Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Помнится году этак в 89 когда я еще был "новый клиент" (выражение р

Помнится, году этак в 89, когда я еще был «новый клиент» (выражение р. Гейче Виленского) в Хабаде, читался какой то особенно «боевой» Теилим. 83 кажется. Мы тогда молились в миньяне реб Гейчи, и меня очень занимало, что нужно иметь в видв, произнося столь «боевые» слова. Я как то подошел с этим вопросом к р. Гейче. И — он, кажется вообще не понял что я от него хочу… И — вот это непонимание р. Гейче осталось в памяти. И еще зарисовка из тех времен: р. Гейче орет — буквально совершенно — орет — на попрошаек, приходящих к нему за подаянием. Только в его крике ты слышишь столько хесед, чтолько человечности, что это невозможно даже передать. И да, конечно он дает им деньги (Гейче был габай цдака, и речь кажется шла о достойных суммах) К чему это я? Есть такой замечательный стих: «мимино эш дат ламо» — «из правой руки Его даровал огонь закона им». «Огонь закона» — это гвура, строгость, иноода даже жестокость. Но — «мимино» — этот огорь Торы даруется из правой руки — хесед, доброта и человечность. И когда есть такая пропорция — сначала хесед, потом гвура — огонь закона, даруемый правой рукой — то все ок. *** И еще одна зарисовка с тех времен. Р. Авром Генин приходит с очереднооо «партсобрания» «двадцатки», как это тоода называлось. И в сердцах произносит: «у них нет ни капли жалости к людям». Я не буду уточнять понятно здесь, кто такие «они». Старики были хесед. Хесед чистой воды и высокой пробы. Мы же — молодежь, баалей тшува — взяли из религии в основном «гвура», суд и жестокость. Каждый по мере гвура в своей душе. И вот, берет тридцать лет понять что без хесед это вообще не работает. Или работает наоборот. Кому то повезло и понял раньше. Кому то потребовалось полностью разбиться чтобы понять что в программе есть баг… А вот когда есть только «огонь закона» без «правой руки» — то он может сжечь человека дотла… *** Буквы вообще это аспект гвура, как обьясняется в Тании. Когда человек читает слишком «много букафф» — больше, чем душа способна вместить — он переполняется диним, обвинениями, и они сжигают его. Выход только один — закрыть книгу. И дать душе наполнитьчя хесед. Кстати, первые учителя хасидизма подчеркивали, чтобы делать перерывы в учебе. На двейкус, как это они называли. Двейкус — в нашем контексте — тот же хесед. Закрыть книгу. Наполниь душу ьюбовью. Тогда можно потом снова открыть и читать дальше.