(изначально это было в частной переписке, но кто знает, может это кому-то еще интересно)
Возможно, это прозвучит для кого-то странно, но последние четыре года моей жизни, наверное, самые осмысленные и самые счастливые годы в моей жизни.
Есть много проблем, но по большому счету - есть смысл, есть направление, есть шлихут. Есть теплая компания учеников рава. И есть тот самый Хабад и те самые мешихисты, которых я так люблю ругать и без которых я не мыслю своей жизни.. Есть Ребе, наконец, который явно там, где- то за кулисами принимает деятельное участие в моей судьбе.
За две недели до моего пятидесятилетия, я, по обыкновению, заглянул к раву Глуховскому на субботнюю трапезу
И услышал там следующую майсу: к Цемах Цедеку пришел один еврей, по-видимому, бродячий торговец, как тогда было принято. И начал жаловаться на свою жизнь. Что он вынужден постоянно находиться в дороге, чтобы хоть как-нибудь прокормить свою семью.
Он просил браху у Цемах Цедека, чтобы как-то облегчить себе поиски парнасы.
Цемах Цедек ему ответил: сказано: "на венад тигье баарец". И объяснил: через то, что ты "на венад" через это "тигье баарец". Через то, что ты будешь скитаться, через это ты "будешь на земле", через это ты будешь жить..
На следующее утро я пришел в синагогу, ко мне подошел один мужик, и повторил мне слово в слово эту майсу.
Ну а дальнейшее известно. Я вернулся в шлихут, в то, что я верю, есть мой шлихут, распространение хасидут вообще, и хасидут восьмого поколения в особенности. И в прошлом году начало исполняться также "будешь скитаться по земле" в достаточно буквальном смысле - скитаться и собирать деньги на шлихут.
Так я должен жаловаться на свою жизнь? Или я должен благодарить Вс-вышнего за такую судьбу?
Вчера, кстати, в Раши на недельную главу был замечательный "ремез" про шнор: Яаков благословляет своих сыновей. И Леви и Шимону говорит "рассею их в Израиле". И Раши обьясняет про Леви: дал ему почетное рассеяние, собирать труму и маасер...