Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Четыре ступени "глупости"...



Рабби Нахман в истории о простаке и умнике насчитывает три вида «глупости». Глупо верить в то, что царь существует. Но верить в праведника еще большая глупость, чем верить в царя. А верить в существование нечистой силы — это уже верх глупости…. Так говорит рабби Нахман в этой известной майсе.

Я в субботу нашел еще одну. Верить в шлихут это, наверное, еще большая «глупость», чем вера в царя, праведника и клипот…

*

Меня в свое время совершенно перевернула эта майса рабби Нахмана. Я как раз находился в Явниэле, куда приехал молиться на могиле «Праведника из Явниэль», создавшего, в известном смысле, современное Браславское движение. По дороге назад зашел в синагогу помолиться минху. Раскрыл первую попавшуюся книгу. Это была книга «маасиет», чудесных историй рабби Нахмана. И начал читать эту, в общем-то, известную мне историю.

Однако оказалось, что история была мне совсем не известна. Детали реализации, или место особое, не знаю. Я читал и чувствовал какое-то короткое замыкание. Этот умник, который ни с кем не находит общего языка. Который овладел миллионом профессий, но не работает ни по одной из них. Который скитается по миру, рассказывая всем о том, «какая же это глупость — верить в то, что у этой страны есть царь — ведь, его, в самом деле, никто еще не встречал…». Понятно, что в этой майсе рабби Нахман говорит о «маскилим», о новом еврейском движении «просвещения» и кфиры, набиравшем силы в его время. Кстати, тема рабби Нахман и маскилим совсем не проста. Маскилим были его лучшие друзья. По некоторым мнениям, рабби Нахман переехал в Умань чтобы общаться там с кем-то из маскилим. Рав Фруман говорит об этом на своих уроках..

Я читал и чувствовал, что рабби Нахман говорит обо мне. Смотрит на меня и рисует портрет «с натуры»…

С тех пор эта майса стала одним из краеугольных камней моего мировоззрения.

Если есть три «кфиры» — этот умник сначала говорит, что нет царя, потом отрицает существование праведников и клипот — то, очевидно, есть также и три веры. И вера в праведника — это нечто отдельное, не следующее из веры в существование Высшей Силы.

Вопрос существование дурного начала тоже был одно время весьма неочевиден для меня[1]. И рабби Нахман говорит, да, это отдельно. Это отдельная вера.

[Замечание в сторону. Существование зла и клипот (нечистых оболочек), возможно, куда более крутой «фичер» Б-га, чем существование добра. И в падении Б-г раскрывается сильнее, чем в подъеме. Но это отдельная тема]

До сих пор рабби Нахман.

Тем не менее, все эти три вещи: что Б-г «есть», что есть праведник и есть зло — я могу, хотя и с трудом, еще как-то объяснить, как самому себе, так и людям, с которыми я контактирую.

Но есть одна вещь, которую невозможно, совершенно невозможно объяснить: это шлихут.

Собственно, самому себе мне это тоже почти невозможно объяснить.

— Почему ты не работаешь? — слышится со всех сторон! Ты хайтековец, иди обратно в хайтек! Объяснения не принимаются, воспринимаются как отговорки. Даже внутренне.

**

Сегодня учил дневного Рабмама. Давно это не делал. Как раз открылся известный Рамбам про левитов. Левит — это человек, целиком посвятивший себя служению, религии. И все равно это странно звучит. Такое впечатление, что всем «можно» быть шлухим, и только я обязан, просто обязан работать в хайтеке..

Я еще не знаю, кто победит в этой внутренней борьбе внутри меня. Год назад я решил: только шлихут. Вс-вышний мне помог, и этот год я посвятил целиком шлихут. Результаты? Можно, кажется, быть довольным этим годом…

Сегодня? Наверное, я лучше буду делать по рабби Нахману: сегодня я занимаюсь шлихут. А завтра будет видно..

**

Тем, кто знаком с хабадским контекстом, это основа основ «седьмого поколения» — «штут дикдуша«. Безумию, отрицающему Б-га, праведников и йецер, следует противопоставить «святое безумие» — это основа основ у Ребе. Шлихут, если так, это 4 ступень святого безумия. Рав говорит что шлихут — это АК. А в силах души это хая-йехида. Если так, то понятно, почему шлихут это «безумие»…



[1] Я недавно обратил внимание, что для братьев Йосефа характерно чувство вины: «но виновны мы». Для самого Йосефа — все, что произошло, видится как явное и раскрытое благо