Царский сын, которого подменили



Сегодня утром пришла в голову удивительная мысль (по-видимому, потому что говорили об этой майсе во вчерашнем шиуре - по аналогии):

Что такое, в сущности, мешихизм? Это "царский сын которого подменили". Есть два Ребе, и два Мошиаха, и один из них настоящий, а другой — в этом отличие от истории рабби Нахмана — тоже настоящий, только в прошлом. И все уверены, что "Ребе Шлита" это и есть царь Мошиах. А рав - это "сын служанки" - без роду без племени, с какими-то странными хидушим, о которых говорят "хак ин чайник" (знатоки идиша, переведите, пожалуйста, фразу. Слышал от одного хабадского авреха, претендующего на понимание хасидизма. Рав, по его словам, "рубит чайник"...)

И как различить? А никак!

Я часто упоминаю, что есть урок рава Шагара по этой истории рабби Нахмана, там он говорит, что это пример на швират келим, и вообще это основная тайна творения.

Наверное, в жизни каждого из нас, основной этгар, основной challenge это подмены. Ты хочешь что-то делать? Тебе предлагают что-то другое. Ты хочешь идти туда-то? Обязательно появится кто-то, кто убедительно будет настаивать, что идти надо куда-то еще (в последний шабат на оэле встретил одного товарища который полсубботы меня уговаривал оставить шлихут и шнор, и заняться парнасой… И, честно говоря, если я бы мог, я это сделал. На мое (и ваше) счастье я не могу по разным причинам…). Это может быть наш собственный йецер, это могут быть окружающие вокруг, это может быт что угодно.

Вся наша жизнь, в известном смысле, это борьба с подменами. Я когда-то писал, что Пушкин, по-видимому, был пророком, его сказка о Царе Гвидоне? Где там «допьяна гонца поят.. и суют грамоту другую» - это в точности «сын которого подменили», точнее, шлихут, который подменили..

Египтянин, который заходит к Шломит бат дибри, и насилует ее. Она думает, что это ее муж. Интересно, что первое, что делает Моше, это «исправляет» эту подмену — убивает этого египтянина.

Золотой телец. Главная и классическая аналогия подмены. "Вот твой Б-г Израиль"…

Разведчики. Тоже подмена. Вместо того, чтобы входить в эрец мы хотим остаться в пустыне..

Собственно, даже наша вчерашняя дискуссия с Tamir Zaltsman - формально, Тамир прав. "Признаки" Б-га сформулированы в Яд Хазака, таким образом, на первый взгляд это установленная галаха, и спорить с галахой это апикорсут. Требуется второй взгляд, третий взгляд, и т.д. взгляд чтобы понять, что к чему. Какой Б-г «настоящий», а какой «подмена»? Хасидский или миснагидский? Формальные аргументы не работают, или работают в пользу миснагидского Б-га (как и в пользу фальшивого царя. Немного напоминает слова Ребе, что «хошех кафуль умехупаль» это когда кричат, что тьма это свет).

И все же. Как различить. Кто настоящий Ребе? Ответ: "найдешь если будешь искать всем сердцем и всей душой". Ответ знает только йехида в душе. Или еще выше - ницоц Элокут в душе. Б-жественная искра каждой души, она и только одна знает истину. И все испытание - только для того, чтобы раскрыть эту искру и эту истину.

Что такое галут? Это когда искра еврейской души сокрыта. Когда тонкая прозрачная пленка (клипат-нога, «прия», «мешихизм») скрывает истинную сущность еврейского сердца.

Какой из этого вывод? Чем это все закончится? Я не знаю. И никто не знает. Даже сам Вс-вышний не знает. А если знает, то не говорит (либа лепума ло мегалья).

Рав говорит, что в этом году "либа лепума мегалья" - значит, может, в конце концов раскроется истина?

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .