Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Мама, где ты?!



О «мешихизме» без шелковых рукавиц…

По мотивам вот этого поста и последовавшего за ним обсуждения у меня состоялась в привате довольно интересная дискуссия. Каких-то особых откровений здесь нет, просто более-менее систематически изложено что я про все это думаю.

Хотите — читайте. На Ваш собственный риск…

Г. Почему у вас такой негатив к мешихистам?

И. Вот написал про мешихистов, что это «дети плена» которых не пускают не только к раву Гинзбургу, но даже на оэль не дают пойти

Г. Они же тоже ездят на оэль?

И. Про мешихистов. Я не говорю, что мешисты плохие люди. Я говорю об идеологии, а не о людях.

Наоборот. Если бы не было мешихистов, все было бы гораздо хуже. Так в Хабаде есть две партии и ни одна из них не зарывается.

Чисто по социальному раскладу мешихисты — это в основном новообращенные, а анти это «геже» т.е. потомственные хабадники.

Мешихистская молодежь прекрасные искренние ребята.

Я говорю лишь о том, что мешихизм неприемлем в русском кируве.

Для внутреннего потребления это даже неплохо.

Как концепция она для меня неприемлема.

Мешихизм означает что Ребе жив во вполне физическом смысле. Т.е. гимел тамуз это «обман зрения».

Анти тоже считают, что Ребе продолжает руководить и седьмое поколение продолжается и соответственно тот, кто пытается провозгласить себя Ребе — изменник…

Вопрос всегда, что это означает на практике.

На практике это означает, что можно делать все что угодно…

Г. Потому что живой Ребе не даст своим хасидам делать все, что угодно?

И. Очевидно.

Г. Ха!

Г. Тогда должен быть кто-то претендующий на место Ребе, кто доказал, что его хасиды не могут делать все что угодно.

И. Длинный разговор

Я как раз писал об этом что люди думают, что праведник должен быть белым и пушистым и пахнуть ландышами

А если нет, то я пойду поищу себе другого…

Я тоже когда-то так думал..

Ребе, кстати после 70 перестал заниматься микроменеджментом и разруливать разборки между мосдот.

А рав изначально не вмешивается.

Хорошо это или плохо — отдельный вопрос.

Это просто факт. Осознание которого заняло у меня много лет.

Праведник — это инопланетянин. А не «смотрящий».

Г. И какова роль инопланетянина?

И. Он дает нам возможность иногда приложиться к окуляру его «телескопа» и увидеть звезды..

Есть, конечно, разные типы праведников. Есть как шор-а-бар (супер-бык такой). А есть как ливьятан (супер-рыба такая).

В Ликутей Тора где-то есть.

Если праведники-быки еще готовы разруливать ситуацию то праведники-рыбы нет.

Г. А, знаете, понимаю рыбу … Как родитель понимаю…

Г. Надо мне почитать про это подробнее где-то

И. Попробуем завтра поговорить

Американские мешихисты вполне вменяемые люди. А русским сносит крышу, делает из них каких-то роботов.

Основа основ у рава — не пытайся слепо копировать методы служения прошлых поколений.

Особенно — баал тшува. Ты весь еще по уши в грязи, и ты пытаешься служить как хасиды 150 лет назад, родившиеся в чистоте, и выросшие в чистоте, и не развращенные благами современной цивилизации?

Результат — почти гарантированный — тимтум а-лев. Т.е., сердце человека закрывается, и он превращается в автомат.

Ш. упрекает меня, что я слишком много рассказываю о себе. Я ничего не рассказываю. Я только говорю — держи руку на пульсе. Чтобы сердце твое не умерло. Все остальное — не так важно. Пока сердце твое живо ты жив.

Это кстати, не я, а рабби Нахман.

Г. слава Б-гу меня Б-г не наградил таким количеством мозгов как вас и М., поэтому я не могу полноценно участвовать во всех этих спорах. мои вопросы гораздо более приземленные. Я больше чувствую, чем знаю. Поэтому, мне достаточно по наитию идти, и даже не разбираться во всем этом так как вы с М. разбираетесь. Я согласна по итогу со всеми вами.

И. Если даже Алтер Ребе пишет в Тании что у бейноним! нередко есть отупение сердца, и они не могут раскрыть сердце для молитвы — что мы тогда должны говорить?

Г. ну вот я до конца не понимаю, кто такие бейноним. Но то что у меня есть проблема с отупением сердца — это да. Поэтому мне все это интересно применительно непосредственно ко мне, к моей жизни )))

Короче, я отличный ученик для любого направления..

И. Мне повезло. У меня есть Учитель. Кто есть у них? Их собственные фантазии? МХЛ?

Бейнони? Есть считанные люди, о которых Ребе говорил, что они бейноним.

Иче дер Масмид, был такой. О нем говорили, что он «Бейнони по Тании»

Рав говорит, что весь хасидут — это только раскрыть сердце человека.

И Алтер Ребе говорит то же самое. И кому повезло понять, что говорит Ребе — Ребе говорит то же самое.

И кому повезло встретить настоящих старых хасидим в России — они знают о чем речь.

Я застал еще этих стариков, этих динозавров, переживших коммунизм.

Они не были «слишком религиозными». Но они были абсолютно, фантастически живыми людьми.

Понимаете? Гейче было 87 лет. Но он был абсолютно, фантастический живой человек! Обеими ногами на земле!

При этом его молитва — это нечто что невозможно забыть.

Г. я понимаю, да

Г. круто!

И. Хотите посмотреть? Есть ролик в сети

Г. Т.е. они как-бы понимали, что не праведники, и не стремились туда, как стремятся люди для собственного статуса и престижа. Они оставались на своем уровне служения и соблюдали баланс — это и делало их живыми.

И. https://www.youtube.com/watch?v=VmMxz9Vonjs

Там кадры из московского хабада конца 80-х. Гейче там поет свою знаменитую «тройку»

Говорят, меня там видно где то на видео

3:32 — кажется это я сижу за реб Авромом — он с белой бородой в кепке.

Есть классический пример, приводимый где-то в хасидут, или не в хасидут, не помню.

Представьте, Вы изучаете устройство слона, по описанию. Причем живого слова Вы никогда не видели. А потом Вас просят этого слона нарисовать…

Представили? Можете себе представить, какой у Вас получится «слон» если Вы никогда слона вживую не видели? А речь идет о простых материальных вещах. Собаку, скажем, или кошку вы видели, а слона нет.

А тут речь идет о духовных абстракциях. Как их можно учить из текстов?

Старые хасиды видели, и потом учили. А новые — научились читать, и думают, что они могут тоже учить..

И они будут бесконечно цитировать что сказано, что «у слона 4 ноги и хобот и он весит от 10 до 20 тонн или не знаю сколько.

И, следовательно, Ребе жив буквально в материальном смысле!

А теперь представьте себе городского жителя, который и коровы не видел никогда вживую…

Г. ну может и не так. Они говорят Ребе — Машиах, и ждут что он раскроется.

И. Они повторяют слова не понимая, что они означают.

Есть такая книга называется «Шмонэ Праким» Рамбама.

Я не знаю если есть по-русски.

Г. можно 100 раз повторить, и на 101 раз это понять таки.

И. Рамбам говорит там, что люди, которые думают, что агадот хазаль следует понимать буквально — глупцы.

Ребе говорит какие-то глубокие вещи, основанные на тайнах каббалы. И находятся люди, которые думают, что это все буквально.

Ребе и при жизни никто не понимал. Люди заходили к Ребе, получали ответ и бежали к секретарю, чтобы он им объяснил, что им, собственно было сказано.

Это все равно что я открою медицинский справочник и попытаюсь понять, что там написано, если у меня нет никакого мед образования.

Я пойму слова, но не пойму смысла.

Они понимают слова, но смысл до них не доходит.

Г. Ну, нет. Очень даже многое понятно в медицинском справочнике, особенно если погуглить и углубиться.

И. Они не понимают, что то же самое говорил предыдущий Ребе, что «для меня мой отец жив».

И говорил, что «в мои дни будет это».

И была целая мешихисткая кампания в Хабаде, из-за которой гдолей исраэль объявили настоящий херем (анафему) на Хабад.

И поэтому Ребе не хотел, чтобы это повторилось. И запрещал мешихистам публиковать свои труды.

Тому же Вольпо.

Но они плевать хотели на Ребе. Они умнее Ребе, они понимают лучше Ребе.

Я сегодня ходил по синагогам собирал деньги, заодно немного раздавал брошюры уроков рава Гинзбурга. Захожу в одну синагогу. Дают хорошие деньги (т.е., по баксу — мечта шнорера…). Завязывается разговор. Я показываю брошюру рава. Говорю рав Гинзбург из Кфар Хабада. Самый уважаемый из них говорит мне: Кфар Хабад? Нет, мы не возьмем…

И начинают между собой говорить на идиш — я немного понимаю — что хабад, апикорсим, идолопоклонство и т.д.

Г. а чегой-то? чем им Кфар Хабад не угодил?

И. Я вмешался, сказал, что вы судите, не посмотрев, о чем речь. Потом сказал, что для нас рав — это и есть Ребе.

То, что Хабаду не объявили полную и всеобъемлющую анафему после гимел тамуз — это самое большое чудо Ребе.

Но про себя и между собой люди, которые разбираются — говорят о том, что это кфира, и это противоречит всем принципам иудаизма и т.д.

Просто авторитет Ребе был столь велик, и уважение к Ребе столь велико, что никто не осмеливается объявить херем на Хабад.

Вот все, что сделали «мешихисты» (и те которые «анти» немногим отличаются от них).

Г. в при этом всем есть Вс-вышний и его законы по которым все устроено. И если вы умеете распознавать замысел Вс-вышнего, то это все лишь как вы говорите — исходные данные задачки. Решайте! Вы же хабад! Кому как не вам это решить.

Это офигительно круто решить такое! От такого дух  захватывает, когда за эти занавесом видишь истинное положение дел.

И. Я не об этом. Я говорю об элементарной интеллектуальной честности. Когда взрослому человеку объясняют, что кроме Ребе и Хабада вообще ничего нет — ему просто насилуют мозги.

Дайте человеку широкую картину, дайте человеку возможность найти, что ему больше подходит. Не тащите насильно всех в Хабад.

Г. Так тут срабатывает семья и окружение. Если вокруг тебя Хабад, то и ты станешь хабадником.

И. Я пришел в Хабад из литовской кампании.

И эти лозунги меня поначалу безумно раздражали и отталкивали.

Но увидев стариков и начав читать сихот Ребе я понял, что это все не имеет отношения к Хабаду.

Реальным результатом всего этого является тот прискорбный факт, что рав фактически похоронен заживо. Вот и все. Вместо того, чтобы стать учителем поколения — он стал учителем нескольких сот безбашенных пацанов.

А так, все хорошо, прекрасная маркиза.

Г. значит поколение не заслужило и вот так для чего-то нужно…

И. Был бы человек, а статья найдется.

Раз осудили — значит за дело.

Значит только одно: что нужно постараться сделать все от нас зависящее, пока эта свеча не погасла, чтобы этот свет достиг как можно большего числа людей.

Г. страшно почему-то… особенно после поста про испытания… я так и не написала его секретарю…

И. Рав почти не отвечает на письма в последнее время

Г. поддерживайте его, вы ж его хасиды.

И. Тот, в ком слова рава пробуждают его душу —  тот и есть его хасид. Тут нет табели о рангах.

В иудаизме до определенного возраста дети не обязана справлять траур по умершим. Ребенок не способен понять, что такое смерть.

Г. Это к чему?

И. Вот и все. В этом весь мешихизм. Маленькие дети, которым объяснили что мама куда-то ушла и вот-вот вернется.

Есть какой-то психологический термин для этого.

Г. да, понимаю. И вы им пытаетесь сказать, что мама умерла? ну, смело и безбашенно

И. 24 года прошло

Уже есть 24 года новая мама.

А потом эту детскую веру кто-то очень цинично использовал в своих интересах