Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Душа - это то, чего я больше всего хочу



Нам иногда кажется, что душа — это некая фикция, некоторая абстракция. Что-то вроде миснагидского Б-га. 🙁 Типа мы должны верить в то, что он (или она — душа) существуют, но никаким образом не можем это обнаружить.

Однако, израильский психолог, специалист по затяжным депрессиям, Яир Каспи, считает иначе.

Каспи (сам он не религиозен) считает, что основная причина депрессий — это то, что человек не прислушивается к голосу собственной души. Не делает то, к чему у него есть склонность. Выбирает не ту профессию, к которой у него душевная склонность, а ту, которая, как кажется окружающим, принесет ему больше денег и т.д.

И потом, в середине жизни, вдруг падает в затяжную депрессию. Депрессия — это когда душа вдруг просыпается, и подает голос. Понятно, что любой разумный человек идет к психиатру, и увеличивает дозу антидепрессантов…

(Каспи работает с нерелигиозными, а для религиозных лирическое отступление, что причина номер один для затяжной депрессии это несчастливый брак)

Однако, некоторые особо одаренные, идут к психологам, и обнаруживают, что у них есть, оказывается, душа. И это не абстракция, а вполне конкретные вещи, которые я хочу делать, и которые делают меня (и окружающих) счастливыми.

**

Нефеш на иврите означает по-простому, желание. «им йеш эт нафшеха» — «если ты хочешь» (у Бялика).

Душа — это то, чего я больше всего хочу. Или чего я больше всего не хочу. Попробуйте послушать. Услышите о себе интересные вещи. Только не надо этого бесконечного комплекса вины. Вы не виноваты, что у Вас есть душа, и что она проснулась среди ночи…

Весь хасидут, весь рав Ицхак Гинзбург — это только одно это: слушать голос собственной души. Поймать те редкие моменты, когда она говорит. И — услышать. Не задавить, не испугаться. Услышать. Попробуйте. Интересно. Жить интересно станет..

**

А может, на самом деле, все наоборот. Все что происходит с человеком в жизни — это ради того момента, когда его душа вдруг начинает кричать от невозможной, совершенно невыносимой боли. Такое личное «ваизаку», крик, который невозможно ни с чем перепутать, крик, от которого невозможно убежать.. С этого момента начинается личный Исход.

Возвращаясь к майсе рабби Нахмана, это момент, когда оба не могут оставаться в своем городе. И убегают, уходят искать себя. Покупают билет в одну сторону.. Потом они встречают лесного жителя.

Меня вчера спрашивали на уроке, как встретить праведника. Ответ: никак. Пока твоя душа не начнет кричать от невыносимой боли, от ощущения что вся твоя жизнь проходит мимо, а ты живешь какой-то чужой жизнью — ты вообще не способен заметить праведника. Он будет рядом с тобой, но ты его не увидишь..