Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Б-г умер, да здравствует Б-г!



Я перевожу сейчас один из последних уроков рава — в канун 19 кислев, объясняющий, по возможности элементарно, что такое хасидут.

Это, наверное, будет предисловием.

Сто лет назад Ницше заявил, что «Б-г мертв». Ницше был, конечно, прав. С тем только уточнением, что «больной» скончался после тяжелой и продолжительной болезни. Сто лет назад казалось, что религия — это такой атавизм, что вся Библия — это набор таких странных, жестоких, примитивных историй, отстоящих на расстояние световых лет от современной морали. К тому же полная противоречий нестыковок и просто несуразностей.

Человек «открыл» себя, и изобрел новую религию, или далее несколько — гуманизм, просвещение, толерантность и еще несколько измов.

Однако история не терпит сослагательного наклонения. Б-г вернулся. И еще как вернулся. Сегодня весь мир и все религии захватила волна религиозного возрождения. Сегодня все снова ищут Б-га..

Что же произошло? Дело в том, что Ницше не совсем прав. Б-г не умер. Он просто никогда не существовал. Человек сам себе придумал Б-га. И он же его «похоронил» за ненадобностью, когда сознание человека переросло тесные рамки классического и безнадежно устаревшего религиозного мировоззрения.

Умер не Б-г. Умер… человек.. Вкусив всю прелесть свободы, равенства, толерантности и других неоспоримых достоинств развития цивилизации человек вдруг ощутил зияющую пустоту. Бессмысленность существования. Человечество погрузилось в глубочайшую депрессию — 30% цивилизованного мира страдает различными депрессиями и фобиями.

И человек снова начал искать Б-га. Или рисовать себе Б-га. Только если раньше это был Б-г-судья, Б-г-надзиратель и Б-г-полицейский, то сегодня человек ищет другого Б-га. Б-г — источник смысла. Нечто, придающее смысл всему. Б-г — источник добра и света. Б-г истины и совести — это Б-г, которого ищет современный человек. Найдет ли? Сложно сказать. Ведь современному человеку нужно еще убедить себя в том что этот новый Б-г которого он столь упорно искал и нашел, наконец, и всеми силами стремится уверовать в него — он настоящий а не воображаемый Б-г.

**

Хорошо. Причем здесь каббала и хасидизм, и в чем провинился рав Гинзбург, что его ученик пишет такие предисловия к его урокам? И самое главное: а можно мы будем верить в какого-то чуть более понятного Б-га, у нас уже кружится голова от каббалистичечких парадоксов?

Ответ: не получится. Б-г умер. Он уже умирал несколько раз, чтобы снова вернуться к жизни.

Сначала умер Б-г мира асия, Б-г до-авраамической эпохи. И возродился как Б-г мира йецира. Потом Б-г йецира тоже умер. И возродился снова, как Б-г Брия. Это тот Б-г, который дал нам Тору на Синае. Потом Б-г Синая тоже умер. И раскрылся Б-г каббалы. Б-г Ацилут. Б-г Аризаля.

Потом… потом Б-г каббалистов тоже приказал долго жить. Кажется, именно по нему читал панихиду Ницше..

Что же сейчас? Что есть выше, чем Ацилут, что способно вернуть к жизни нашу веру и нас самих?

Рав Гинзбург аргументированно доказывает, что есть. Есть АК. Адам Кадмон. Это тот уровень веры, который раскрывается в этих поколениях. Это тот Б-г в которого мы готовы сегодня верить всерьез.

Хасидизм — это «просто» Тора мира АК, раскрывающаяся в этих поколениях.

Что будет когда и этот Б-г умрет? Не знаю. Пока что это тот Б-г которому я верю. Б-г — источник наслаждения. Б-г — источник удовольствия. Б-г из атик. Мошиах, собственно тоже где-то там же.

Есть ли что-то выше? Выше есть ацмут..