Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Седьмое поколение" Ребе, как новая парадигма



«Седьмое поколение» Ребе — это, несомненно, именно новый взгляд на вещи. Новая парадигма

Проблема не «техническая» — типа можно ли в субботу кататься на роликах с Юго-Западной до центра Москвы. Проблема идеологическая. Проблема — какую «модель Б-га» мы используем. Собственно, поэтому и Ребе, и рав Кук сосредоточились на идеологии, почти не касаясь галахи без крайней необходимости. Вопрос не в заповедях, а какому Б-гу мы служим? Б-г награждающий и наказывающий? — Не очень катит сегодня. Б-г как любовь? — Что то больно христианством попахивает. Скорее, Б-г, как вызов. Как призыв к самореализации. Биографии великих мудрецов Израиля — это прежде всего полная самореализация. Потом уже все остальное.

 Собственно, основной спор с «литваками» и с «польскими» хасидим именно в этом. Какая «модель» служения актуальна для современного человека. Остальное — детали реализации

***

Когда в хасидуте говорится, что Баал Шем Тов «привлек (или раскрыл) новый свет» и т.д. Возможно правильное понимание — новый свет означает новая модель, новая парадигма. Новый взгляд на вещи.

«Новый свет» означает новая модель. Новая парадигма. Новый взгляд на вещи.

«Седьмое поколение» — это именно новый взгляд на вещи.

Не взгляд «Зеер Анпин» (Малого Лика), а взгляд Арих Анпин (Большого Лика) и еще выше — взгляд Атик. Собственно, это и означает «мошиах» в хасидизме. Мессианский взгляд на вещи. Мессианское отношение к миру. То, что сегодня называется «позитивным мышлением».

***

Когда Ребе сказал, что «мы не вышли из внутреннего изгнания» возможно смысл как раз в этом. Мы не вышли из «галутного» взгляда на мир. Мы не прекратили смотреть на мир, как на арену борьбы добра и зла. Мы не прекратили судить все и вся. Что и означает, что мы не вышли из изгнания. Вообще не вопрос «кто Мошиах». Вопрос: как я смотрю на мир, как я смотрю на самого себя и на то, что меня окружает. Там основной галут, и там же основная геула.

=====

Последние дни меня преследует мысль, что возможно, то что произошло с Ребе 27 адара — это не потому, что «мало кричали», а как раз наоборот, потому что некоторые особо одаренные стали показывать пальцами на Ребе и кричать — «вот Мошиах». А когда Ребе упал — то стали кричать еще громче. И до сих пор кричат…

Это то, что интересовало Ребе? «Кто во главе»? Сесть на трон и положить на голову корону?

— Это то, что интересовало хасидов. Чем, спрашивается, отличается такой взгляд от «социологического» подхода Фридмана и Гельмана?

***

Почему Ребе требовал учить про геула, жить геула? — Да потому что галут в мозгах. Представление о жизни, как о борьбе дурного и доброго начала, о однозначной дихотомии добра и зла -это и есть суть галута. «Дерево познания добра и зла».

Геула — это древо жизни. Способность видеть свет раньше, чем тьму. Не сосредотачиваться на поисках зла (особенно если его там нет). Собственно это то, что Ребе так хорошо умел делать сам, и чему он учил своих хасидим. Собственно это, кажется и есть «секрет» Любавич и секрет «иткашрут» к Ребе. Как бы овладеть этим секретом? Где приобрести эти секретные любавичские очки, позволяющие видеть мир в его реальном свете?

Обсуждение здесь: https://www.facebook.com/itzik.roytman/posts/1798636813482191