Меня тут спрашивают, как же так можно говорить, что Тора изменяется? Ведь Тора вечна и бесконечна, а также неизменна... А также истинна, потому что она верна..
Я с одной стороны рад, что кому-то так за Тору обидно...
Умеющих читать по-еврейски я отсылаю к уроку рава Гинзбурга полтора года назад 8 сивана 5777
Не умеющим и не желающим я попытаюсь объяснить.
Для начала вопрос об определениях.
Самое простое определение Торы - Тора от языка "ораа". Т.е. руководство к действию. Очевидно что "лемаасэ" для двух разных людей может быть разная "ораа". В зависимости от кучи факторов. В этом смысле у каждого человека в каждый данный момент времени есть своя Тора. А если обстоятельства изменятся то и ораа - практическое указание что надо делать - также изменится.
Есть также понятие зеир тфей. "Основная заповедь" для каждого человека она разная. И для каждого поколения она разная. Собственно это в Тании открытым текстом. Что в прежних поколениях главная мицвп была учиться. А в наших поколениях основная заповедь это цдака.
Так меняется Тора или нет?
Понятно, что это скорее формальный ответ.
Рав в вышеупомянутом уроке говорит, что Тора неизменна наверху. Но изменяется внизу.
Я все же считаю что вопрос чуть глубже. Рав Шагар говорит, что Тора это "язык". То есть буквы и слова все те же. Но смысл может быть совершенно иной.
На мой взгляд, Тора в самой своей сути это диалог. Диалог между Б-гом и миром. Между Б-гом и еврейским народом. И Тора построена как диалог. Еврейство начинается как диалог. Первый еврей, Авраам, задает "неудобный" вопрос. "Почему-то" так получается, что первый диалог первого еврея касается... общечеловеческой морали. Забавно, правда? Реформист, прямо, какой то, это Авраам... Причем по чисто религиозным вопросам у него нет сомнений. Сказали зарежь своего сын? Пошел и зарезал бы... Но вот в области морали - тут Авраам считает необходимым вмешаться...
Интересно, что та же ситуация повторяется с Моше. В религиозных вопросах он полагается на Б-га. В вопросах морали? Отнюдь! "За что ты сделал зло этому народу", "сотри меня из книги, которую Ты написал"
Легко видеть, что также и пророки продолжают эту традицию. Религия идет сверху. Но моральный императив идет снизу, от человека.
Вот такой вот диалог.
Обсуждение здесь: https://www.facebook.com/itzik.roytman/posts/1788213774524495