Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Изменяется ли Тора?



Меня тут спрашивают, как же так можно говорить, что Тора изменяется? Ведь Тора вечна и бесконечна, а также неизменна… А также истинна, потому что она верна..

Я с одной стороны рад, что кому-то так за Тору обидно…

Умеющих читать по-еврейски я отсылаю к уроку рава Гинзбурга полтора года назад 8 сивана 5777

Не умеющим и не желающим я попытаюсь объяснить.

Для начала вопрос об определениях.

Самое простое определение Торы — Тора от языка «ораа». Т.е. руководство к действию. Очевидно что «лемаасэ» для двух разных людей может быть разная «ораа». В зависимости от кучи факторов. В этом смысле у каждого человека в каждый данный момент времени есть своя Тора. А если обстоятельства изменятся то и ораа — практическое указание что надо делать — также изменится.

Есть также понятие зеир тфей. «Основная заповедь» для каждого человека она разная. И для каждого поколения она разная. Собственно это в Тании открытым текстом. Что в прежних поколениях главная мицвп была учиться. А в наших поколениях основная заповедь это цдака.

Так меняется Тора или нет?

Понятно, что это скорее формальный ответ.

Рав в вышеупомянутом уроке говорит, что Тора неизменна наверху. Но изменяется внизу.

Я все же считаю что вопрос чуть глубже. Рав Шагар говорит, что Тора это «язык». То есть буквы и слова все те же. Но смысл может быть совершенно иной.

На мой взгляд, Тора в самой своей сути это диалог. Диалог между Б-гом и миром. Между Б-гом и еврейским народом. И Тора построена как диалог. Еврейство начинается как диалог. Первый еврей, Авраам, задает «неудобный» вопрос. «Почему-то» так получается, что первый диалог первого еврея касается… общечеловеческой морали. Забавно, правда? Реформист, прямо, какой то, это Авраам… Причем по чисто религиозным вопросам у него нет сомнений. Сказали зарежь своего сын? Пошел и зарезал бы… Но вот в области морали — тут Авраам считает необходимым вмешаться…

Интересно, что та же ситуация повторяется с Моше. В религиозных вопросах он полагается на Б-га. В вопросах морали? Отнюдь! «За что ты сделал зло этому народу», «сотри меня из книги, которую Ты написал»

Легко видеть, что также и пророки продолжают эту традицию. Религия идет сверху. Но моральный императив идет снизу, от человека.

Вот такой вот диалог.

Обсуждение здесь: https://www.facebook.com/itzik.roytman/posts/1788213774524495