Можно ли учить Тору в "Нитл".
Нашим миснагидским друзьям это кажется смешным и нелепым обычаем. И они над ним дружно смеются. Впрочем, также как над "нелепым обычаем" крутить курицу над головой в качестве "капара"... (в этом смысле миснагдим вполне солидарны с Шолем Алейхемом...)
Вопрос куда серьезней, и махлокет между позициями куда серьезней. Вопрос или "клипот" ("чужие Б-ги") имеют реальную силу или нет. Точка зрения "открытой Торы" - что никаких "нечистых сил" не существует в природе (классика Рамбама). И тогда, очевидно, странно было бы играть в шахматы вместо изучения Торы. Точка зрения сокрытой Торы - что "клипот" это тоже некая реальность. Безусловно, сотворенная реальность, но тем не менее, реальность. И тогда с ней следует считаться в той или иной степени (как известно, причина обычая не учить Тору в ночь на "нитл" - это чтобы "не добавлять сил" в клипот)
***
И какая же мне разница, есть клипот или нет?
Разница с точностью до "в какого Б-га мы верим".
Если мы верим в "абстрактную первопричину" - есть проблема, о которой пишет Кардозо. Не очень понятно, как можно молиться "Абстрактному высшему разума", и зачем это вообще нужно. Если же мы молимся "реальному" Б-гу (который по каббале ЗА в Ацилут), т.е., Б-гу, с которым можно "разговаривать", Б-гу, который слышит наши молитвы, Б-гу Израиля - то там есть и "леумат зе", там есть еще и клипот и все остальное.
Иными словами, разница между абстрактной философской верой (литаим) и реальной, живой верой (хасидим)
Старая хасидская мудрость гласит, что человек, не изучающий хасидут, если только он обладает аналитическим умом, рано или поздно станет "апикоресом" (атеистом). Ибо "модель" Б-га, как "абстрактного вселенского разума", в которую пытаются верить наши литовские друзья, увы, слишком противоречива...