Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Можно ли учить Тору в "Нитл"?



Можно ли учить Тору в «Нитл». 
Нашим миснагидским друзьям это кажется смешным и нелепым обычаем. И они над ним дружно смеются. Впрочем, также как над «нелепым обычаем» крутить курицу над головой в качестве «капара»… (в этом смысле миснагдим вполне солидарны с Шолем Алейхемом…)

Вопрос куда серьезней, и махлокет между позициями куда серьезней. Вопрос или «клипот» («чужие Б-ги») имеют реальную силу или нет. Точка зрения «открытой Торы» — что никаких «нечистых сил» не существует в природе (классика Рамбама). И тогда, очевидно, странно было бы играть в шахматы вместо изучения Торы. Точка зрения сокрытой Торы — что «клипот» это тоже некая реальность. Безусловно, сотворенная реальность, но тем не менее, реальность. И тогда с ней следует считаться в той или иной степени (как известно, причина обычая не учить Тору в ночь на «нитл» — это чтобы «не добавлять сил» в клипот)
***
И какая же мне разница, есть клипот или нет?

Разница с точностью до «в какого Б-га мы верим».

Если мы верим в «абстрактную первопричину» — есть проблема, о которой пишет Кардозо. Не очень понятно, как можно молиться «Абстрактному высшему разума», и зачем это вообще нужно. Если же мы молимся «реальному» Б-гу (который по каббале ЗА в Ацилут), т.е., Б-гу, с которым можно «разговаривать», Б-гу, который слышит наши молитвы, Б-гу Израиля — то там есть и «леумат зе», там есть еще и клипот и все остальное.

Иными словами, разница между абстрактной философской верой (литаим) и реальной, живой верой (хасидим)

Старая хасидская мудрость гласит, что человек, не изучающий хасидут, если только он обладает аналитическим умом, рано или поздно станет «апикоресом» (атеистом). Ибо «модель» Б-га, как «абстрактного вселенского разума», в которую пытаются верить наши литовские друзья, увы, слишком противоречива…