Баал Шем Тов умер в 1760 году. В том же году (1759-60) состоялось массовое крещение франкистов.
Баал Шем Тов пытался "поднять" Шабтая Цви из клипы, но не смог этого сделать.
Когда произошло массовое крещение Франкистов - Баал Шем Тов плакал, и говорил, что те раввины, которые подтолкнули их на этот шаг (рав Яаков Эмдин стоял во главе борьбы с франкизмом) сделали большую ошибку.
Рабби Нахман в Ликутей Моаран 207 говорит, что исталкут (смерть) Баал Шем Това связана с его попыткой поднять франкистов из клипы.
Рабби Пинхас из Корец был на Песах у Баал Шем Това и у него было пророческое видение, что Баал Шем Тов должен покинуть этот мир, из-за его борьбы с франкистами
===============
При этом в глазах ортодоксального еврейства не было никакой разницы между франкизмом и хасидизмом. И те и другие изучали каббалу. И те и другие молились в отдельных миньянах и по нусаху Ари. И у тех и у других были специальные мистические ритуалы.
Где проходит линия водораздела?
* Шабтаисты сказали, что мы уже находимся во время "геула". Зло уже не существует. И запреты, связанные с древом познания также отменены и наоборот, становятся заповедями.
* Шабтаисты сказали, что галаха - это для галута.
* Шабтаисты утверждали, что мы сейчас находимся во эпоху "милосердия". А эпоха "суда" осталась позади.
В отличие от них хасиды
* не считали, что уже геула
* не отменяли галаху.
***
Удивительно, но хабадские "сказки для взрослых" практически не упоминают о том, что хасидизм и саббатианство (особенно - в его франкистском варианте) зародились и действовали в одно и то же время и в одном и том же месте (Подолия - была оплотом франкистов, и там же началось распространение хасидизма Баал Шем Това), и "внешне" были совершенно неотличимы
Возможно, это делалось из тактических соображений, ибо любые ассоциации с саббатианством были просто чреваты.
Так или иначе, это привело к современной ситуации, когда хасидизм воспринимается как изначальная версия иудаизма, Тания - первая книга, которую следует изучать, а "Йехи" надо начать произносить еще раньше чем "Шма"...
Я совершенно не пытаюсь расставлять оценки тем или иным деятелям литаим, я просто пытаюсь понять, из чего они исходили.
Также само это понимание, что хасидизм это по самой своей сути некое пограничное состояние - также достаточно важно само по себе