Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

43. Инстинкт действует быстрее и точнее, чем рассудок



§43/стр. 19

Инстинкт[1] действует быстрее и точнее, чем рассудок.

Достоинство же человека состоит в том, что он поднимает свое постижение на высший уровень своего инстинкта, и благодаря этому его способность постижения мира приобретает точность и скорость, присущие инстинкту.

По отношению к высшему возвышенному истинные обладатели божественной веры как раз обладают очень сильным инстинктом, и все будущие носители культуры должны будут вернуться к нему[2].

Таково же положение и в сфере «средних» областей жизни — как, например, стремления к нравственности, стремления к познанию окружающего мира, стремления к построению национального Дома еврейского народа во всем его величии и т.п.; во всех этих областях наиболее культурные люди — это именно те, кто обладают более развитым инстинктом.

Вместе с тем обладатели более сильного инстинкта оказываются слабы в областях, которые требуют подсчета, точной оценки, взвешенного мнения и т.д.

Поэтому отдельные части народа должны быть вместе (и составлять единое целое), и чтобы давали они друг другу отсвет знания и силу инстинкта в соответствии с тем, насколько полно наделена соответствующим свойством каждая из этих групп.

(С разрешения сайта Маханаим http://machanaim.org/philosof/arp-toh/000.htm)



[1] Рав Кук выделяет три уровня познания — инстинктивный, сознательный и инту­итивный (надсознательный). Парадоксальным образом наиболее «низкое», базисное, инстинктивное — в чем-то сродни наиболее высокому, интуитивному. (Подробнее см. в данном сборнике гл. С-3, §3.3 — 3.6.)

[2] Не следует думать, что «инстинкт» — это простая, примитивная часть челове­ка и что в процессе дальнейшего развития и прогресса она якобы будет отмирать.

Наоборот: чтобы стать истинными носителями культуры будущего, мы должны не уходить от инстинкта и интуиции, но развивать их, уделять им особое внимание. И та­ково положение не только в «высших областях жизни» (стремление к Божественному), но и в «средних областях жизни» (стремление к познанию, к нравственности, к раз­витию материальной стороны жизни — как в индивидуальном, так и в национальном плане): наиболее выдающимися представителями в каждой из этих областей являют­ся люди сильного инстинкта и интуиции.