Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Хайей Соро, 5712

Тойрас Менахем 5712 (т. 4)

Маамар «вайигйу хайей Соро»

«Вайигйу хайей Соро мейо шоно веэсрим шоно вешева шоним, шней хайей Соро[1]«, и спрашивает в Зогаре, чем отличается здесь Сара, что написана смерть ее в Торе, от всех остальных женщин мира, что не написана так смерть их в Торе, сказал рабби Хийа — и разве? И весь сказано «ватомос Рохэйл…[2]«, сказал рабби Йоси — про всех них не сказано так, как сказано про Сару, как сказано, «вайигйу хайей соро мейоо шоно веэсрим шоно вешева шоним, шней хайей Соро», ибо про всех них не были посчитаны  их дни и годы, как у Сары, у всех них не написана про них отдельная глава в Торе, как про Сару. И продолжает в Зогар там, «дэосас Хава леолмо, исдабкас бегай хивйо веатиль бо зугмо[3], и привела смерть в мир, и мужу ее», пришел Ноах в мир, что сказано про него — «И выпил от вина и опьянел и обнажился…», пришла Сара и опустилась и поднялась и не прилепилась к нему, как сказано, и поднялся Аврам из Мицраим[4], он и жена его и все что у него, и потому, что Авраам и Сара не прилепились  к нему, поэтому удостоилась Сара высшей жизни, ей и мужу ее… И поэтому «вайигйу хайей Соро», ибо она удостоилась всех их, и не сказано про всех женщин, «вайигйу хайей хаво» и также про всех, она прилепилась к жизни, и поэтому ее была жизнь.

И нужно понять, ибо поскольку вопрос Зогара — это чем отличается Сара от всех женщин в мире (в отличие от этого, про мужчин  мы находим, что сказано про них вайигйу хайей…[5]«, как про Авраама, Ишмаэля, Ицхака и Яакова и т.д.), если так, для чего приводится в продолжение то, что пришел Ноах в мир… И смысл этого, что все это — одна идея, что то, что испортила Хава и то, что испортил Ноах — все это было исправлено посредством Сары. И нужно понять идею в этом. Также нужно понять, что завершает Писание «шней хайей Соро[6]«, ибо на первый взгляд, это удвоение языка, после того, как уже сказано перед этим «вайигйу хайей соро мейо шоно…»

И вот, объясняется в нескольких местах, по поводу того, что сказано про Сару «мейо шоно веэсрим шоно вешева шоним», что это указывает, что основной бирур был произведен посредством Сары именно. Ибо известно, что овойс — Вс-вышний дал им попробовать в этом мире подобие будущего мира, и поскольку в будущем сказано некейво тесойвев говер[7], что раскроется превосходство мекабель[8] перед машпиа[9], поэтому было у отцов раскрытие этого аспекта, что матери были выше отцов. И это то, что сказано про Сару, что она первая из четырех матерей, «все, что скажет тебе Сара, слушай голоса ее», ибо Сара была выше Авраама. И в соответствии с этим объясняется идея мейо ошоно веэсрим шоно вешева шоним, что сказано про Сару именно, ибо в Саре именно было раскрытие всех ступеней. И это то, что он говорит. мейо шоно[10], что это указывает на аспект кесер, ибо аспект кесер — это первичное раскрытие существования света вне ацмус, т.е., наивысшая ступень раскрытия. И это есть идея мейо шоно, как известно в числах, что сотни указывают на кесер. И хотя иногда также число тысяча и десять тысяч указывают на кесер, это аспект кесер как он сам по себе, но аспект кесер, как он становится источником и корнем нээцолим[11], т.е. аспект арих, это в числе сто, ибо число сто — это десять составленное из десяти, т.е. совершенство нээцолим. И т.е., это не так, как кесер в аспекте точки, но как он в аспекте парцуф[12], что есть в нем аспект ста. Но вместе с этим сказано «мейо шоно», «шоно» в единственном числе (а не «мейо шоним»), поскольку кесер – это посредник между Маацил и неээцолим, и каждый мемуцо должно быть в нем от двух аспектов, между которыми он посредует, из низшего аспекта в высшем, и из высшего в нижнем. Ибо аспект мейо в кесер это высший аспект в нээцолим, и как говорилось выше, что число сто это совершенство нээцолим. И аспект шоно указывает на нижний уровень в маацил, что то, что называется шоно, указывает, что есть у него отношение к идее времени, и поэтому это нижний аспект в Маацил, но, тем не менее, это в маацил, и поэтому сказано шоно в единственном числе.

И вот, после этого притягивается этот аспект на более нижний уровень, и это то, что сказано «веэсрим шоно», что эсрим указывает на хохмо и бино, что нет в них совершенства десяти раз по десять, и поэтому они в числе двадцать только, поскольку они составлены из десяти один раз. И как простой смысл этого, что мойхин[13], которые есть аспект постижения, есть у них уже отношение к мциюс йеш[14] (не так, как это в кесер). И тем не менее, также в этом сказано «шоно» в единственном числе, поскольку мойхин – это начало творения мциюс йеш, и известно, что творение йеш – это силой ацмус именно, что только Он один может сотворить йеш из аин[15]. И поскольку в этом аспекте раскрывается ацмус, поэтому сказано шоно в единственном числе (поскольку ацмус выше всякого разделения, и выше также чем аспект эход и йохид и т.д.). И после этого сказано «вешева шоним», что это указывает на аспект мидойс, что посредством них осуществляется управление мирами, и как сказано, «зхойр рахамехо Гашем вахасодехо ки меойлом гэймо[16]«, и поскольку управление мирами осуществляется посредством множества линий, и как приводится в Мидраше, что если бы мир был сотворен только со стороны хесед, то тогда были бы большими грешниками, и если бы был со стороны гвуро только, то мир не мог бы существовать, поэтому нужно множество линий, включая сфирас тиферес, что это есть мемуцо мехабер[17], и вплоть до всех семи мидойс. И поэтому говорится шева шоним во множественном числе, ибо в этом аспекте есть идея разделения. И это то, что сказано про Сару, мейо шоно веэсрим шоно вешева шоним, ибо, поскольку основной бирур был посредством Сары (и как говорилось выше, что она была выше Авраама), поэтому она действовала на всех уровнях, от начала всего – аспекта кесер, до аспекта шева шоним. И в соответствии с этим становится еще труднее понять, почему он завершает после этого еще раз, шней хайей Соро, что добавляет этим.

И чтобы понять все это, нужно сначала объяснить то, что сказано «ивду эс Гашем бесимхо», что служение Вс-вышнему должно быть из радости именно. И вплоть до того, что аспект радости это из основ служения, и служение без радости не называется служением, и это то, что сказано, «за то, что ты не служил Вс-вышнему в радости и в добром сердце… и ты будешь служить врагу твоему», т.е., что хотя было служение Вс-вышнему, и во всей полноте, тем не менее, поскольку это было без радости, поэтому приходит на это наказание: «и ты будешь служить врагу твоему». И на первый взгляд это совершенно непонятно, ведь если служение Вс-вышнему было в совершенстве, но только не хватало аспекта радости, то недостаток радости должен был привести только к уменьшению награды, но не к наказанию. И отсюда ясно, что радость – это основа в служении Вс-вышнему, и поэтому, когда отсутствует аспект радости, это как будто бы не делал свою работу вообще, и поэтому приходит на это наказание. И также мы находим в писаниях Аризаля, что все уровни, которых удостоился Аризаль, были достигнуты посредством радости заповеди именно.

И объяснение этой идеи, ибо конечное намерение это то, что пожелал Вс-вышний, чтобы было у Него жилище в нижних. И идея «жилища» – это притяжение ацмус Эйн Соф Борух Гу[18]. И притяжение ацмус достигается посредством симхо[19] именно, а не посредством понимания и постижения. Ибо посредством понимания и постижения схватывают только тот аспект Б-жественности, насколько он постижим пониманием и постижением, и именно посредством симхо достигают ацмус. И пример на это в работе молитвы, что это основа служения, как сказали Разал, «эйзоhи авойдо шебелейв – зу тфило[20]«, и есть два аспекта в молитве hисбойненус в Б-жественности во время молитвы, и наслаждение и радость в Б-жественности во время молитвы. И несмотря на то, что наслаждение и радость Б-жественности приходят после и посредством hисбойненус, это значит только, что hисбойненус – это кли для симхо и таануг, и когда понимает и постигает какую-либо идею, это приводит к наслаждению и радости, но это только означает, что они приходят одновременно, но в действительности они различаются в своей сути и со стороны своего корня. Ибо аспект hисбойненус не способен «схватить» Сущность, ибо разум внизу совершенно несравним с разумом Свыше. И как это во всех аспектах, что сотворенные несравнимы с ацмус, и как объясняется по поводу того что сказал Авраам, «веонойхи офор воэфер[21]«, что качество хесед Авраама — это аспект праха и пепла относительно качества хесед Свыше. И тем более и тем более в человеке, который молится, что его разум несравним совершенно с аспектом разума Свыше. Ибо то, что разум внизу происходит от разума Свыше, это способом изменения сути, и как в аспекте мидойс[22], что это то, что качество хесед Авраама — оно в аспекте офор воэфер относительно качества хесед, поскольку аспект праха указывает на шинуй маhус[23]. И в отличие от этого, посредством таануг и симхо притягивается аспект таануг Свыше действительно. И подобно тому, что объясняется по поводу гишталшелус ксорим[24] друг от друга, что хотя есть различие уровней между кесер одного мира и кесер более нижнего мира, тем не менее, они происходят друг от друга, что все это – одна идея. Ибо свет, который мемалей кол олмин[25], способ его притяжения вниз — посредством изменения маhус, и в отличие от него, аспект света сойвев[26], аспект игулим, аспект кесер и макиф, все это — один аспект. И это то, что посредством радости и наслаждения, что он радуется Б-жественности, и наслаждается в своей душе, посредством этого он достигает Ацмус Ойр Эйн Соф.

И вот, сосуд для радости в Б-жественности – это битуль, ибо в том месте, где есть битуль, там раскрытие высшей радости, и в отличие от этого, в ощущении своего существования нет аспекта радости. И это то, что сказано «вейосфу ановим баГашем симхо», что скромные именно добавляют радости во Вс-вышнем. И на первый взгляд, это удивительно (и как объясняется также в маамаре, начинающемся словами «вейосфу ановим» Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур), ведь аново и симхо – это два противоположных движения, аново – это движение сжатия, а симхо – это движение распространения и расширения, и как возможно, что посредством скромности человек достигнет радости. Но идея в том, что аново – это не шифлус, который происходит со стороны низости души, что он не находит добра в своей душе, но идея аново – это со стороны отсутствия самоощущения, что несмотря на то, что он знает свои достоинства, он не считает себя «мциюс». Это не значит, что он не знает о добром  в себе, но он знает, что он добр и справедлив во всем, и, тем не менее, он не считает это своей заслугой, поскольку он ботэйл в сущности, и еще, когда он задумывается, что все доброе в нем это не со стороны его самого, но пришло в наследие нам от наших отцов, и как то, что он верит в Б-га и прилеплен к Б-гу в двейкус и агаво и т.д., — известно, что эмуно – это наследие нам от нашего отца Авраама, и также любовь, которая есть в душе каждого и каждого из Израиля, она в наследие от Авраама, и включается в нее также и страх, и все остальные достоинства, и отсюда приходит скромность, поскольку это не своей силой. И это то, что сказано про Мойше, «вегоиш Мойше онов меойд микол гоодом ашер ал пней гоадомо», что несмотря на то, что он знал свои достоинства и т.д., поскольку это то, что дано ему в подарок Свыше, и он думал, что если бы такие силы были бы у кого-нибудь другого, он был бы также на этом уровне, и еще, что возможно, что он бы раскрывал бы эти силы еще больше него. И такая скромность – это сосуд для аспекта радости. Ибо аспект радости приходит именно когда он получает подарок, который он не заработал, и это не его труд, и ему он не положен, и поэтому он радуется, но, когда это приходит как его заработок, — невозможна радость в этом. И поэтому то, в ком нет качества скромности, но он ощущает свои достоинства, поэтому его радость (на те вещи, которые он получил) не совершенна, во-первых, поскольку он считает, что это положено ему, и еще, что если не хватает ему каких то деталей, то их отсутствие приводит его к грусти. И именно тот, в ком есть качество аново, что он ботэйл в самом себе, т.е., что хотя он знает собственное достоинство, тем не менее, он в битуль, как объяснялось выше, поскольку он знает, что его достоинства не пришли к нему посредством его труда, и еще, что он думает, что другой был бы лучшее него, если бы ему дали эти достоинства, и тогда его радость на все, что есть у него, она совершенна, ибо он знает, что это не полагается ему, и еще, что если ему не хватает каких то деталей, это не приводит его к ацвус, как объяснялось выше.

 

Однако, хотя истинная радость приходит посредством аново[27] и битуль[28], но в самой этой радости возможны несколько способов. Ибо иногда возможно, что сама радость приходит в мургош[29]. Ибо истинная радость – это простая радость от Б-жественности, таким образом, что он не ощущает себя совершенно, ибо забывает о себе полностью, и поэтому он не ощущает, как это хорошо ему, но это есть Б-жественная радость, без ощущения самого себя. Но когда ощущается у него аспект радости, тогда отдаляется от него высшая радость, и вплоть до того, что возможно, что упадет во зло, хас вешолом[30]. И хотя это ощущение оно все еще в дакус[31], но от этого возможно, что будет питание для хицойним. И после молитвы придет от этого к самовозвышению и т.д., и это есть идея «уфилагшой ушмо Реумо[32]«, как известно объяснение в этом, что Реумо – это буквы «Рэу мо[33]«, и это есть аспект клипас ногаh[34] в Ацилус, т.е., что он в аспекте битуль, аспект мА, но сам битуль он в ощущении, что битуль видим и ощутим, и говорит «смотрите, что», «смотрите, что у меня есть битуль». И также это в аспекте радости, ибо поскольку идея радости это отсутствие ограничения и полное распространение, как известно, что радость ломает преграды, то от этого может быть через множество ступеней аспект йенико[35] и т.д. Ибо в Ацилус[36], что там «лой йегурхо ро[37]«, аспект клипас ногаh это то, что его битуль в ощущении. Но от этого происходит после этого после множества ступеней гишталшелус[38], аспект клипас ногаh в Асия[39], что это есть посредник к совершенному злу. И также это в аспекте радости, что когда радость ощутима, возможно, что произойдет от этого совершенное зло, и как человек, который дурной по своей сути, то во время радости ломаются его рамки, и раскрывается его суть и его злодейство на глазах у всех. Но когда человек находится в аспекте битуль в своей сущности, то тогда именно во время радости раскрывается его битуль, что он отказывается от своего почета, и соединяется с каждым человеком и т.д. И это то, что совершенство симхо это когда также сама радость неощутима совершенно, что именно тогда притягивается в этой радости таануг шебеацмус[40], и невозможно, чтобы было от этого питание для хицойним[41] совершенно.

И вот, порядок работы, как он со стороны творения, было способом истинной радости, которая приходит посредством скромности и самоустранения. Ибо мир в полноте своей был сотворен, и поэтому также аспект служения Вс-вышнему был в его полноте, в аспекте радости, и таким образом, что это было возможно для всех, поскольку радость – это не только hидур[42]. Но посредством греха дерева познания произошел пгам[43] в аспекте симхо[44]. Ибо известно, что грех дерева познания был в аспекте hаргошо[45], и как сказано «и увидела женщина, что хорошо это дерево для еды, и что вожделенно оно для глаз, и желанно оно для постижения», т.е., что грех был в том, чтобы все аспекты были в ощущении. Ибо приводится в писаниях Аризаля, что до греха Адам а-ришон[46] его голова была в Брия, тело его в Йецира, а ноги его в Асия, и отсюда понятно, что намерение в этой идее что «и вожделенно оно…» – имеется в виду ощущение в духовных аспектах. Но грех был в том, что Адам хотел, чтобы Б-жественность была в ощущении, как приводится в Бехайей, что хотел постичь, и объяснение этого, что также перед этим было у него постижение, но это было только Б-жественный разум, без ощущения, и грех был в том, что хотел, чтобы разум был ощутим. И после того, как был грех дерева познания, невозможно, чтобы был аспект симхо в служении Вс-вышнего в совершенстве у каждого и каждого, поскольку есть аспект hергеш[47], как объяснялось выше, что от этого возможно, что будет питание хицойним[48]. И невозможно, чтобы был аспект симхо в раскрытии, но только в больших праведниках. Но в остальных людях должен быть аспект симхо[49] только внутри, но снаружи есть аспект страха именно. И это то, что сказано, «вегилу биръодо[50]«, что гило[51] указывает на скрытую радость, а в раскрытии это аспект дрожи, самоустранение и принятие ига. И хотя на первый взгляд удивительно, каким образом возможно соединение двух противоположностей одновременно, радость и дрожь вместе, но известно объяснение в этом, что это как пример раба, который служит своему господину с полным подчинением, что он не существует для себя совершенно, и поэтому у него есть также удовольствие, но его удовольствие – это удовольствие господина. Т.е., что поскольку он не существует для себя, то он не имеет отношения ни к какому чувству совершенно, и поэтому невозможно, чтобы было у него какое либо удовольствие со стороны самого себя в его служении, но тем не менее, совершенство каболас ол[52] в том, что поскольку его господин наслаждается и радуется работе своего раба, поэтому также сам раб наслаждается и радуется от этого, что это не есть наслаждение и радость его самого, но наслаждение и радость господина. И также это в нимшол[53], в служении человека, что само служение должно быть в каболас ол, но вместе с этим есть наслаждение и радость от того, что исполняется Высшее намерение — сделать жилище для Вс-вышнего в нижних.

И со всем этим будет понятно, то, что говорится в Зогар там, «пришел Ноах в мир… пришла Сара в мир…». Ибо было объяснено выше, что грех дерева познания состоял в том, что пришел аспект ощущения. И это есть идея того, что пришел нахаш на Хаву и влил в нее нечистоту, т.е. аспект ощущения, который есть в каждой вещи. И следует сказать, что это также причина того, что после греха дерева познания способ очищения искр это способом одевания[54], а не способом ‘само собой’[55]. И как известно в вопросе того, что после греха Адам был изгнан из Ган Эйден, как сказано, «И выслал его Вс-вышний из Ган Эйден, обрабатывать землю, из которой он взят был», что после греха способ очищения искр —  посредством работы с ними путем одевания в них. Ибо перед грехом было очищение бедерех мимейло[56], что свет светил в своем месте, а искры поднимались и включались в него сами собой, и как это было в дни Шлоймо, что тогда луна находилась в полнолунии, что тогда очищение искр было бедерех мимейло. Но посредством греха дерева познания, произошел килкуль[57], и должен быть бирур[58] способом гислабшус[59]. И следует сказать, что это связано с тем, что объяснялось выше, что после греха работа она в мургош[60] именно.

И вот, Ноах хотел исправить этот грех посредством своего служения. И это то, что сказано про Ноаха, «И посадил виноградник…», аспект вина, что посредством этого он хотел исправить аспект hаргошо. Ибо вино – это аспект бино[61] и постижения, и как известно, что в постижении есть два способа, позитивное постижение, и негативное постижение. Позитивное постижение — это когда он постигает саму эту идею, и таким образом, что его разум схватывает и окружает постигаемое, и постигаемое схватывается разумом, т.е., что разум не выходит за свои пределы и свое место, но он схватывает постигаемое как оно есть. И идея негативного постижения, что он не знает этого аспекта совершенно, и он знает только о непостижимости его, но не знает самой этой вещи, и также непостижимость он не постигает, и только знает, что это непостижимо. И это есть аспект битуль[62] hасого[63], что он выходит за рамки своего постижения. И это есть идея хохмо[64] и пнимиюс[65] бино. И это то, что хотел Ноах исправить грех дерева познания, посредством аспекта йаин[66], пнимиюс бино, и т.е., посредством битуль негативного постижения. Но со стороны событий, которые произошли тогда, он не преуспел в этом, и наоборот, запутался, и это то, что сказано «и опьянел…», ибо опьянение указывает на билбуль. И причина этого, потому что несмотря на то, что он был в битуль, тем не менее, это был битуль постижения, а не битуль полностью.

Однако после этого «пришла Сара в мир, и опустилась и поднялась, и не прилепилось к ней», что не было в ней аспекта нечистоты, который в грехе дерева познания, ибо именно Сара могла исправить килкуль греха дерева познания. И идея объяснения, что новость в служении Сары, это битуль принятия ига, который выше, чем битуль постижения, о котором говорилось выше, и т.е., что она притянула битуль принятия ига также в работу с ощущаемым. Ибо из Зогар там понятно, что хидуш состоит в том, что Сара именно опустилась в Мицраим и поднялась оттуда, нахтас весалкас[67]. И причина этого в том, что то, что Авраам поднялся из Мицраима[68] – это не так уж удивительно, поскольку аспект Авраама – это йиро илоо[69], что поэтому Авраам это буквы слов Эвер М»а, полное самоустранение, битуль на уровне хохмо. И поэтому это не так удивительно, что он поднялся оттуда. Однако Сара, идея которой – это имя Ба»Н, аспект битуль йеш[70], йиро сатоо[71], — в этом есть хидуш, что не прилепилось к ней аспект нечистоты дерева познания, т.е., что привнесла этот битуль также в ощущаемое. Ибо различие между высшим страхом и низшим страхом состоит в том, что высший страх – это полное самоустранение, а нижний страх – это битуль йеш, т.е., что он существует, но тем менее он подчиняется. Но в самой йиро сатоо есть два способа. Что возможно быть битуль йеш со стороны постижения, как в Ноахе, что это был битуль со стороны постижения (негативное постижение), и есть аспект битуль принятия ига, что это есть полный битуль, вплоть до того, что притягивается в него аспект полного самоустранения, который есть в йиро илоо. И это то, что притянулся в Саре этот аспект от Авраама, поскольку она была с Авраамом, что она притянула этот битуль бимциюс также в аспект имени Ба»Н, битуль йеш, и вплоть до того, что притянула этот битуль также в ощущаемое. И следует сказать, что причина того, что этот аспект был достигнут посредством Сары (а не посредством Ноаха), это потому, что тогда было уже начало раскрытия Матан Тойро, два тысячи лет Тора, и поэтому Сара посредством  своего служения могла исправить килкуль греха дерева познания, притянуть битуль также в ощущаемое.

И во всем этом будет понятно то, что Писание повторяет годы жизни Сары в завершении посука. И идея в этом, что после того, как Писание объясняет аспект мео шоно[72], аспект атик и арих (кесер[73]), как говорилось выше, и эсрим шоно[74], Ху»Б[75], и шева шоним[76], Зу»Н[77], то хидуш Сары состоит в том, что высший битуль притягивается также ниже и ниже в миры БИА, и как объяснялось выше, что она принесла битуль также в мургош. И это есть общая идея служения человека, что должно быть вегилу биръодо, как объяснялось выше, т.е., что само служение должно быть с каболас ол, бирэодо, и как раб, что основная его работа – с каболас ол (ибо сам по себе он «авдо бегефкейро нихо лэй[78]«), и в самом этом есть аспект радости, то, что раб радуется и наслаждается наслаждением и радостью своего господина, что тогда притягивается каболас ол также в радость в мургош. И про это говорится в Зогаре там «дило гаву хаин[79]«, что именно в этом аспекте притягивается высшая жизнь Свыше.

И вот, из того, что объясняются в Писании все уровни в служении Сары, от аспекта мео шоно, до шней хайей Соро, притяжение битуль также в мургош, также в БИА, понятно, что дана сила на эту работу также каждому и каждому из Израиля. И в особенности во время изгнания, что тогда служение подобно аспекту изгнания Адама из Ган Эйден посредством греха дерева познания. Что посредством гискашрус[80] с Авраамом (как это было у Сары, как говорилось выше), и как сказано[81]: «Смотрите на скалу, из которой высечены вы, и в глубину ямы, из которой извлечены вы.  Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сару, родившую вас», также во время изгнания, когда йода инэш бенафшей[82] свое положение и состояние и т.д., возможно притянуть битуль принятия ига также во время изгнания, и таким образом, чтобы было гилу бирэодо, что должна быть радость именно, поскольку посредством нее притяжение ацмус, как объяснялось выше, и вместе с этим притягивается с этим каболас ол таким образом, что нет от этого никакого питания хицойним, и тогда исполняют Высшее намерение жилища в нижних, т.е. притяжение Ацмус Эйн Соф Борух Гу вниз.



[1] И была жизнь Сары сто лет и двадцать лет и семь лет, годы жизни Сары»

[2] «И умерла Рохейл»

[3] Ибо Хава пришла в мир, прилепилась к змею, и влил в нее нечистоту

[4] Египет

[5] «И была жизнь…»

[6] «годы жизни Сары»

[7] «женщина будет искать мужчину» (Йирмиягу 31, 21).  

[8] воспринимающий

[9] влияющий

[10] сто лет

[11] сотворенные (букв. «излученные», «эманированные» – высший уровень творения)

[12] структура

[13] мозг

[14] «есть». Существование, ощущающее себя отдельной сущностью

[15] Тания, Игерес аКойдеш симан 20

[16] «Помни о милости Твоей, о Бог, и о милосердии Твоем, ибо испокон веков они». Тегилим 25, 6

[17] соединяющий посредник

[18] Сущность Бесконечного, благословен Он

[19] радость

[20] «Что такое работа (служение) в сердце – это молитва»

[21] «И я – прах и пепел»

[22] букв. «меры». Нижние семь сфирот, соответствующие эмоциям

[23] изменение сущности

[24] мн. число от «кесер»

[25] «наполняет все миры»

[26] «окружающий» свет

[27] скромность

[28] самоустранение

[29] Ощущение (далее подробно объясняется. Прим. переводчика)

[30] не дай Б-г

[31] в тонком смысле

[32] «И наложница его, и имя ее Реума»

[33] «Смотрите, что»

[34] «Светлая клипа» (см. Тания гл. 7. Прим. переводчика)

[35] питание (нечистых клип)

[36] Высший мир

[37] «не будет жить с Тобой зло»

[38] «цепочка» сокращения Б-жественности от высших миров до нижнего материального мира

[39] нижний материальный мир

[40] наслаждение Ацмус (Сущности Б-жественности)

[41] букв. «внешние» – силы, противоположные Святости

[42] «украшение» (заповеди)

[43] повреждение

[44] радость

[45] чувство

[46] Первый человек

[47] чувство

[48] букв. «внешние». Силы, противоположные Святости

[49] радость

[50] «И веселитесь с дрожью»

[51] веселье

[52] Принятие ига

[53] то, на что приводится пример (мошол)

[54] гислабшус

[55] мимейло

[56] «само собой»

[57] порча

[58] очищение

[59] одевание

[60] ощущаемое

[61] сфира «Бино» – «постижение»

[62] самоустранение

[63] постижение

[64] сфира «хохмо» — «мудрость»

[65] глубина

[66] вино

[67] опустилась и поднялась

[68] Египет

[69] высший страх

[70] «есть»

[71] низший страх

[72] «сто лет»

[73] «Корона». Высшая сфира

[74] «двадцать лет»

[75] «Хохмо и Бино»

[76] «семь лет»

[77] семь нижних сфирот

[78] «раб желает гефкера (безнаказанности)»

[79] «ее была (т.е., ей принадлежала) жизнь»

[80] связь

[81] Йешайа 51, 1-2

[82] знает человек в душе своей