Йуд алеф нисан 5731

Бисъято дишмайо

 

«В одиннадцатый день глава колена Ошера»[1] и приводится в Мидраше[2]: «все колена на имя избавления Израиля и на имя их славы названы имена их, и Ошер – названо имя его на имя избавления Израиля, как сказано[3]: «веишру эсхем кол га гоим ки тигйу атем эрец хефец омар Гашем Цво-ойс[4]», и на имя их славы, как сказано[5]: «Счастлив народ, что таково ему, счастлив народ, что Гашем – Б-г его»; нет прославления Израилю, но только за то, что выбрали Вс-вышнего быть им Б-гом[6], и Вс-вышний избрал их чтобы быть ему народом сгуло[7], и поэтому, когда пришел глава колена Ошера принести свои жертвоприношения, принес его на имя выбора, что Вс-вышний избрал Израиль из всех народов. И как сказано[8], «и тебя избрал В-свышний Б-г твой, чтобы быть ему народом Сгуло».

И следует понять, что ведь в начале говорит, что прославление Израиля в том, что избрали Вс-вышнего, и то, что продолжает, что Вс-вышний избрал их – это на первый взгляд дополнительная вещь, и после этого говорит, что Ошер (на имя прославления Израиля)  принес свою жертву на имя выбора, что Вс-вышний избрал Израиль.

Также следует понять, ведь выбор относится к двум вещам, которые равноценны друг другу, или в каждой из них есть достоинство, которого нет в другой, но ведь относительно Вс-вышнего и легавдил[9], других (чужих) богов, как же возможно сказать, что Израиль избрали Вс-вышнего.

И подобно этому в том, что Вс-вышний избрал Израиль, ведь Израиль несравнимо выше всех народов, и что значит, что Вс-вышний избрал Израиль.

Также то, что сказано в Тании, что «ты избрал нас из всех народов и языков» – это тело, подобное в своей материальности телам народов мира, требуется объяснение, что то, что тело Израиля подобно (внешне) телам народов мира, это не объяснение (на первый взгляд) относительно Вс-вышнего.

Бейс

И это станет понятно, после того, как будет объяснено, то что сказано[10]: «хелки Гавйе омро нафши[11]», и приводится в Мидраше[12], «пример царя, который вошел в город, и были с ним духсин, ипархин и истратилотин[13]…, один сказал, я беру духсин к себе,  один сказал я беру ипархин к себе, и один сказал, я беру истратилотин к себе, был там один умный, сказал, я беру царя, ибо все сменяются, а царь не сменяется; также народы мира, из них служат солнцу, и из них служат луне…, но Исроэл не служат, но только Святому, благословен Он. И это то, что говорит посук «хелки Гавайе омро нафши». И известен дийук[14] в этом, что на первый взгляд, ведь даже тот, кто не умный, и даже маленький ребенок, знает, что царь – больше чем духсин…, и для чего нужно быть особенно умным, чтобы избрать царя. И еще, что даже если бы духсин… не сменялись бы, было бы все равно совершенно понятно, что царь выше их, и в особенности в соответствии с тем, что известно в объяснении посука «от плеча и выше - выше всего народа», что даже плечо царя, т.е. мидойс[15], которые притягиваются от сехел[16], который в голове и ниже, он выше, чем голова (разум) всего народа, что в этом (весь народ) включаются самые большие министры], и для чего нужно объяснение, что все сменяются.

Гимел

И вот, на первый взгляд, можно было бы объяснить это в соответствии с тем, что известно, что в первых поколениях, те, которые служили койховим умазолойс[17], знали, что гашпаа[18], которое приходит на землю посредством койховим умазолойс («мимегед твуойс шемеш умимегед гереш йерохим») это (не то, что они сами машпиим[19], но) что Вс-вышний машпиа через них, но что ошиблись и подумали, что шефа’, которое нишпа от него Благословен Он, посредством КУ"М[20], это через их выбор, и не знали истины, что нет у них выбора совершенно, и они только как топор в руках рубящего. И поэтому поклонялись звездам и созвездиям и служили им, ибо по их ошибке (что шефа’, которое приходит через койховиим умазолойс – это по их выбору), следует благодарить их за это, подобно тому как сказано «Хамро леморо тейвусо лешакйей[21]». И также ибо по их ошибке, что звезды и созвездия обладают выбором, думали, что через то, что будут служить им, дадут им больше шефа. И из этого произошло в дальнейшем, что ошиблись еще более, что подумали,  что «оставил Вс-вышний землю» в руках звезд и созвездий, и управление земли зависит только от них. И подобно царю, который назначил министров чтобы управлять государством, что хотя что их сила управлять государством это потому что царь назначил их на это, тем не менее, после того, как были назначены, управление государства происходит посредством министров, и царь не вмешивается в это (только изредка в случае большой необходимости). [И следует сказать, что то, что народы мира называют Его, благословен Он, именем Элока дЭлокайо[22], включаются в это два типа. Что также те, кто думают, что оставил Вс-вышний землю в руках звезд и созвездий, называют его Благословен Он, именем «Элока дЭлокайо», и что кроме того, что Он, Благословен Он, выше их и властвует над ними, также само то, что КУМ это Элокайо (по их мнению), т.е. что есть в них сила управлять землей и давать ей шефа, это не со стороны их самих, но потому что Святой Благословен Он дал им силу на это, подобно царским министрам, которые управляют страной, потому что царь назначил их на это. И с другой стороны, также ошибка, что шефа, которое нишпа от Святого Благословен ОН посредством КУМ это по их выбору – включается в (в тонком смысле) в «Элока дЭлокайо»], ибо также то, что они могут делать как они хотят (легашпиа или нет), это аспект власти, Элокайо, и отрицание аспекта Элоким Ахейрим полностью это именно через сознание. Что все посредники это как топор в руках рубящего.] И в соответствии с этим было возможно объяснить пикхут[23] того, кто сказал «я беру царя» (в примере), что то, что Исроэл знают истину, что все посредники, что посредством их приходит гашпоо,  это только как топор в руках рубящего, это со стороны величия их даас[24],  что они видят пнимиюс[25]. Ведь внешне это выглядит, что то, что гашпоо происходит посредством КУМ,   это потому, что есть в них достоинство, что со стороны него они достойны быть мемуцоим[26],  и то, что Исроэл знают, что они только как топор в руках рубящего,  это со стороны величия их даас.

Далет

Однако из того, что Мидраш приводит пример на это из царя и духсин, хотя в примере, духсин обладают свободой выбора, что поэтому логично сказать, что выбор в духсин  (ано носив духсин[27]) может привести к тому, что они будут давать больше гашпоо тем, кто выберут их [и не так как в нимшал, что служение койховим и мазолойс совершенно бесполезно, поскольку они не имеют свободы выбора], понятно, что то, что пикеах сказал, ано носив малко[28], это потому, что служение царю важнее ему, чем польза (гашпоо), которая будет ему через посредство министров. И отсюда понятно также в нимшол, что основная причина того, что  народы мира служат солнцу и звездам…, а Исроэл служат только Святому Благословен Он, это (не потому, что народы мира ошибочно считают, что КУМ имеют свободу выбора, а Исроэл знают истину, что они только как топор в руках рубящего, но) потому, что народы мира, главное у них – чтобы получить гашпоо, а у Исроэл главное – это служить царю. И идея объяснения в этом, что основная причина того, что они служили КУМ  это (как объясняется в друшим), ибо для того, чтобы получать гашпоо от кдушо, нужно быть в битуль, и поскольку не хотели подчинять себя, поэтому служили КУМ, ибо чтобы получать гашпоо  от них, нет необходимости в битуль, и как приводится в Зогаре[29], что «руах месааво издамин тадир бемагоно уверейканьйо[30]», как сказано «которую мы кушали в Мицраиме бесплатно[31]», ибо гашпоо от леумас зэ (Мицраим) это хином[32]. И еще объяснение на то, что хотели получать гашпоо от КУМ, ибо также сама гашпоо (притягивающаяся посредством КУМ), она больше. Ибо поскольку питание ситра ахаро[33] оно от макиф[34], который выше чем гишталшелус[35], что гашпоо оттуда идет без счета, поэтому сама гашпоо идет в большом объеме. И отсюда понятно величие славы и мудрости Израиля, что они служат только Вс-вышнему, что хотя для того. чтобы получать от кдушо, требуется работа и тяжкий труд, и также тогда гашпоо (изначально) в измерении и ограничении в соответствии с количеством работы, тем не менее, они отказываются от большого изобилия гашпоо (в материальности) [хотя также Исроэл могут получать (временно) гашпоо от леумас зэ[36], и более того, они имеют хелек берош[37], тем не менее, они отказываются от этого], и для них приятнее ограниченная гашпоо, которая притягивается от кдушо.

Гей

И вот, объяснение пикеаха (на то, что выбирает царя а не министров) это потому, что все сменяются а царь не сменяется. И на первый взгляд можно было сказать намерение в этом, что гашпоо, приходящая от леумас зэ (вместе с тем, что она количественно больше, чем гашпоо, приходящая от кдушо) это изменчивая вещь, не имеющая прочности существования. Ибо после бирур[38], когда будут очищены искры, упавшие в клипойс[39] (что от этого их хайус[40]), уничтожатся совершенно. [И тем более относительно Исроэл, что также сейчас, то, что Исроэл могут получать хайус от леумас зэ, это только временно]. И так же это с другой стороны, что то, что гашпоо, приходящая от кдуша, она в мдидо и агболо[41], это только сейчас, но после того, что раскроется корень аспекта пнимиюс,  что его корень из пнимиюс макиф, гашпоо от кдушо будет больше количественно, чем количество, притягивающееся от хицойниюс гамакиф (от которого возможна также гашпоо для клипойс), как сказали Разал, «если для нарушающих Его волю так, для исполняющих Его волю – тем более и тем более. Но, это объяснение недостаточно, ибо тогда, также выбор пикеаха в царе, это ради гашпоо, которая будет ему через это, и различие между ним и между теми, которые выбрали министров (духсин и т.д), это только то, что они думают только про ситуацию в настоящем,  а пикеах думает о том, что будет в будущем, подобно тому, как сказали РАЗАЛ, «Кто мудр – тот, кто видит нарождающееся». Но из того, что говорит в Мидраше, что то, что Исроэл не служат никому, но только Вс-вышнему, это потому, что «хелки Гавайе омро нафши», ясно, что то, что пикеах выбирает царя, это не из за пользы, которая будет ему от этого, но со стороны царя. Т.е. что то, что Исроэл выбирают Вс-вышнего, хотя сейчас гашпоо идет к ойврей рцойной[42] это (не потому, что потом будет гашпоо для ойсей рцойной[43] больше, но) потому, что гашпоо для ойсей рцойно она от пнимиюс роцойн Вс-вышнего, и Его истинного желания, а гашпоо для ойврей рцойной это как тот, который бросает не оборачиваясь своему врагу, против своего желания, и поэтому они хотят именно гашпоо для ойсей рцойно, хотя это гашпоо мецумцемес[44], поскольку она притягивается от пнимиюс  роцойн Вс-вышнего. И то, что говорит, что кулгу мисхалфин[45]…, имеется в виду, что из того, что они сменятся впоследствии, ясно, что  также сейчас они не есть истинное существование. И то, что есть в них хайус чтобы давать жизнь животным и народам мира, это не со стороны их самих не дай Б-г,  но потому, что они питаются от кдушо, и поскольку хайус от кдушо, которая в них, не соединяется с ними (и наоборот, она в аспекте изгнания внутри них), следовательно по своей сути они есть аспект смерти.  [И подобно этому также те, которые получают хайус от них, как объясняется в Тании, что то, что злодеи при жизни называются мертвецами, это потому, что их жизненность притягивается из места смерти и нечистоты]. И это смысл того, что сказано «ано носив малко» потому что кулгу мисхалфин, что он не хочет гашпоо, которая притягивается от места смерти и нечистоты, хотя это и гашпоо во множестве, и желает именно гашпоо со стороны кдушо, хотя это есть ограниченная гашпоо.

(перевод будет продолжен им йирце Гашем)

 



[1] Насо, 7, 72

[2] Бемидбар Рабо, гл. 14, 10

[3] Малахия 3, 12

[4] «И будут прославлять вас все народы, ибо будете вы землей желанной, сказал Б-г Цва-от»

[5] Тегилим 144, 15

[6] см. Таво 26, 17

[7] сокровище

[8] Реэ 14, 2

[9] «разделить»

[10] Эйха 3, 24

[11] «Доля моя (удел мой) – Вс-вышний, сказала душа моя»

[12] Эйха Раба на посук

[13] различные министры и вельможи

[14] уточнение

[15] чувства, качества характера

[16] разум

[17] звезды и созвездия

[18] букв. «влияние» или «изобилие». Этим термином обозначается Б-жественная энергия и жизненность, приходящая в этот мир.

[19] Дают эту гашпаа

[20] Койховим умазолойс – звезды и создездия

[21] «Вино (принадлежит) хозяину, а благодарность – тому, кто напоит» (Бава Кама, 92, 2)

[22] Б-г Богов (Менахот 110, 1)

[23] разумность, прозорливость

[24] разум

[25] внутренний смысл

[26] посредники

[27] «я выбираю князей»

[28] «я выбираю царя»

[29] ч. 2 128, 1

[30] «дух нечистоты находится постоянно в бесплатности и пустоте»

[31] Бегаалотха 11, 5

[32] бесплатно

[33] «другая сторона»

[34] внешний, окружающий свет

[35] система миров

[36] противоположная сторона

[37] «берут свою долю первыми»

[38] очищение (искр Святости)

[39] «оболочки»

[40] жизненная сила

[41] измерение и ограничение

[42] нарушающие Волю Его

[43] исполняющие Волю Его

[44] ограниченная гашпоо

[45] «все они сменяются»

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру