Рав Вилк: Большинство современных людей верят в Бога иначе. Основное, что должен сделать человек: во-первых, не должен овеществлять эту веру, второе – не надо бояться слишком сильно.
Б.Э.: Ты однажды процитировал свою собственную маму, которая сказала однажды своим детям, что иудаизм – это совсем не то, что вы сегодня нахлобучили себе на голову.
Я считаю, что это очень-очень серьезное глубокое объяснение. Потому что когда мы сегодня говорим о человеке прошлого, человеке прошлой веры, мы на самом деле говорим о сегодняшнем представлении а о том, как жил этот человек тогда. Но мы не знаем. У нас есть какая-то картина…
Я переведу в цифры и действия. У тебя 24 часа в сутки. Любой еврей сегодняшних ортодоксальных направлений в день тратит довольно большой кусок времени жизни на разнообразную обрядность. Это время выходит из его времени, которое он может потратить на то, чтобы обеспечивать собственную жизнь каким-то образом. Сегодняшнее «деньги из воздуха» - это уровень производительности того, что делается – позволяет это делать. Он позволяет потратить на работу не 12 часов, а лишь 6, и при этом остаться сытым, одетым и обутым.
А если мы посмотрим 150 лет назад, к примеру, человек просто не имел возможности потратить такое дикое количество времени на незарабатывание. Общий уровень производительности просто таковым не был.
Значит, на самом деле та религиозность, которая существовала тогда, совершенно не связана с той ортодоксальной религиозностью, которая существует сегодня. Современная ортодоксия говорит: мы сохраняем так, как они тогда, многие годы назад. А он такими не были никогда. Они просто не могли этого себе позволить. И их религиозность была намного меньше, намного проще и намного человечнее.
И.Р: Согласен. Рав Вилк говорит о Умань. Начинает про прошлый век, но дальше говорит про Умань. Он говорит про людей, которые думают, что так можно жить. Те люди, которым действительно так хорошо жить, я не вижу никакой проблемы в этом. Но если я вижу для себя такую проблему…
У меня постоянные конфликты на эту тему вокруг учеников рава Ицхака Гинзбурга. Там вот такая пасторальная жизнь. Они живут в поселение, занимаются в основном строительством или сельским хозяйством. У них представления о Боге очень-очень простые. И я не могу так жить. Я вижу то, что рав пишет, особенно, последние месяцы. Я не могу так верить, я не могу так жить, я не хочу так жить. И рав Вилк как раз озвучивает это и говорит: есть люди, для которых это нормально. Но большинство людей не такие. Это маленькая группа людей, они очень хорошие, качественные люди. Но большинство людей не могут так жить, об этом речь.
Б.Э.: А потом самое главное, что если бы все попытались жить так, как они, ничего бы не получилось. Потому что на самом деле то, что они могут себе позволить жить так, - это результат всеобщей производительности общества. Общество позволяет на уровне производительности тебе вот так жить, с минимальными вложениями.