Шагар

Шагар. Катастрофа и воздаяние (3). Страдание каждого человека это страдание Шхины.

Смысл и значимость страдания индивидуума для Всевышнего


Мы сказали, что есть позиция Шаха, который говорит, что есть суд. И по сути он следует за Рамбамом. Есть позиция Ребе, который говорит, что даже сам Сатана не может придумать такое количество грехов, чтобы оправдать все те мучения и всю ту смерть, которая пришла на 6 миллионов.

И есть ребе из Пясечно, который оказался в варшавском гетто, и он пишет свои впечатления в течение тех лет, что он там, и эти книги дошли до нас. И там мы видим, что меняется его позиция от классической религиозной позиции, которая оправдывает Всевышнего, до позиции более сложной, которая говорит, что страдания – это тоже некоторое измерение, скажем так, Божественности. Сейчас мы продолжим.

Место, которое раби Клонимос уделяет человеческой боли, заставляет его подчеркнуть боль каждого отдельного человека. Он уже не говорит о страдании общества или какой-то абстрактной конструкции типа Кнессет Исраэль, Собрания душ Израиля, но речь идет об экзистенциальном страдании отдельного человека. И тем не менее, он говорит, это индивидуальность каждого страдающего, она идентична страданию Шхины до такой степени что страдание отдельного человека – это страдание Шхины.

Т.е., во-первых, страдание имеет значение. Во-вторых, оно имеет значение для Всевышнего. В-третьих, нет только страдания общества, а страдание каждого индивидуума. И более того, страдание каждого человека – это страдание Шхины. Что он пишет, дальше цитата:

«Написано: "с ним я в горе". Это можно было бы сказать только про народ в целом, когда он в горе. Но даже когда один человек из Израиля страдает, Шхина страдает вместе с ним. Даже страдание одного человека поднимается наверх, потому что этот убит, а этот умер в страданиях, у этого ослаб мозг и сердце, и все его тело от его страданий.

Хотя народ в целом продолжает существовать, тем не менее, этот конкретный человек, который умер, его и его жизнь мы потеряли и до оживления мертвых уничтожили его жизнь, не дай Бог.

Как сказали в «Сангедрин», Гемара «Сангедрин» говорит: «Человек создан один» и поэтому каждый индивидуум, каждый отдельный человек, Шхина говорит про него о том, что Шхина чувствует боль каждого отдельного человека, поскольку в ней есть аспект отдельных людей».

(Я как-то слышал от рав Ицхака, что наверху «один» – это больше, чем «многие». Т.е. в каком-то смысле индивидуальность стоит выше, чем общество, именно с точки зрения каббалы).

Запись опубликована в рубрике: . Метки: , , , , , , , .