Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Что рассказывает рав Ицхак Гинзбург на Слихот?

Что рассказывает рав Ицхак Гинзбург на Слихот?

Слихот, оказывается, связан с историей Давида с Бат Шевой.

Мы находимся на исходе Субботы. Это особенное время, связанное с царем Давидом. На исходе субботы делают специальную трапезу, которая называется «Мелаве малка», «Трапеза царя Давида». И обычай Израиля в ашкеназских общинах – начинают Слихот именно в это время, т.е. первые Слихот говорятся на исходе Субботы ночью.

«На исходе отдыха мы обращаемся к тебе», — так начинается Слихот. И мы сейчас с царем Давидом, и он, по сути, тот, кто просит прощения у Всевышнего. Он исповедуется и признает свой грех. И тогда пророк Натан ему отвечает: «Всевышний тоже простил твой грех, ты не умрешь».

Пророк Натан рассказывает ему историю про бедняка, у которого была овечка. И царь Давид говорит: «Этот человек достоин смерти», как все знают эту историю.

Т.е. царь Давид сам постановляет, что он достоин смерти, своими словами. Это источник того, что говорит Баал Шем Тов (важно упоминать Баал Шем Това на исходе Субботы), что наказывают человека "по его согласию и без его согласия".

И он объясняет, что это значит: по согласию и без согласия. Он говорит, что когда человек решает и выносит приговор кому-то другому, то в сущности он выносит приговор самому себе.

Т.е. ему показывают какую-то ситуацию и спрашивают его каким-то образом: «Что ты об этом думаешь?» И то, что он скажет, это будет с ним самим. Это смысл.

После того, как Давид слышит эту притчу и постановляет, что надо сделать с этим богачом, пророк Натан обращается к нему и говорит: «И сказал Натан Давиду – ты этот человек, ты это, ты решил про себя, т.е. ты сам вынес себе приговор». Давид не оправдывается, как Шауль.

Он поднимает руки, признает и говорит: «Да, я согрешил перед Богом». И тогда Натан ему говорит: «Всевышний тоже (здесь интересная фраза, слово «тоже») простил твой грех, ты не умрешь».

Причем здесь элул? История Давида и Бат Шевы происходит в элуле. Все события Давида и Бат Шевы происходили в месяц элул.

Когда в точности? Есть два мнения.

По одному мнению, Давид и Бат Шева это было 15 элула. 15 элула – это полная Луна элула, созвездия Девы.

В Хабаде 15 элула – это также день основания ешивы Томхей тмимим. Не случайно Ребе Рашаб выбрал этот день. День, у которого есть специальное указание и силы, которые Всевышний нам дает – каждому и каждому сделать тшуву.

Т.е. 15 элула – это день тшувы. Ибо сказано, что Давид был недостоин этого греха, но только чтобы показать путь тшувы для индивидуума.

По другому мнению это было 24 элула, день перед творением мира, потому что мир был сотворен 25 элула, Шаббат перед первым днем творения.