22

Глава первая. Это не самое веселое чтение, но беседер, а кто сказал, что надо только сладкие конфетки? Сказано в конце трактата Йома: есть три вида искупления, и каждое из них связано с покаянием. Жирным текстом набран текст Тании, курсивом набраны комментарии, так называемые уроки по радио, которые делались в свое время. Сказано в конце трактата Йома. Йома – это трактат Талмуда, который занимается Йом-Кипуром. И в конце трактата Йома говорится: три вида искупления, и каждое из них связано с покаянием. Каппара. Означает ли каппара искупление? Каппара означает очищение, как дальше будет объясняться. Йом-Кипур – это день, который очищает грехи Израиля.
Наш вчерашний урок, по-моему, там были сказаны какие-то очень важные вещи по раву Гинзбургу. Вокруг этого разговор шел уже несколько недель, что есть два типа душ. Если кто-то помнит, был урок рава для девочек из средней школы. Он взял 13-ю главу 4-й части Тании, и там объясняется стих: «Как велико благо, которое ты сделал для боящихся Тебя, скрыл для уповающих на Тебя». И там Алтер Ребе развивает концепцию о двух типах душ. Если кто-то хочет посмотреть, изначально откуда вообще идет этот разговор, наверное, стоит начать с того урока.
Танах "на уровне глаз" или Танах на уровне "ниже пояса"? * Это отрывок из Штейнзальца. Он немножечко неполиткорректный. Есть такое выражение, такое движение, даже можно сказать, в Израиле, которое называется «Танах глаза в глаза». Это значит смотреть на героев Танаха как на наших современников. В свое время была большая дискуссия: это правильно, это неправильно, как правильно учить Танах и т.д. Рассказывает Йоэл Шпиц: Это был жаркий день, в самую жару я вез рава домой. Как только он сел в машину, я понял, что он в таком боевом состоянии. Он спросил, можно ли ему курить. Я открыл окна и сказал ему: «Пожалуйста». Рав Адин сидел, задумавшись, зажег трубку. Я молчал, вел машину. Я понимал, что он нуждается в том, чтобы собраться с мыслями. Когда мы доехали уже почти до самого дома, я все-таки нарушил молчание вопросом, который меня тогда очень занимал, и это связано с преподаванием. (Йоэл тоже преподаватель.)
ותם לריק כוחכם - И источится попусту ваша сила Вот на самом деле впечатление от вчерашнего мероприятия. Ты вдруг встречаешь живое, плодотворное и радостное еврейство. И спрашиваешь себя - где же ты был все это время? И всплывает в памяти "и источится попусту сила ваша"
Рав Кук. Как тшува влияет на жизнь и на действия. Рав Кук представляет, кстати, с этой точки зрения удивительно гармоничное сочетание между правой и левой линией, между действием вовне и внутренним действием. И все равно все настоящие большие цадики, и мы говорили об этом вчера, они, по большому счету, все с левой стороны. Левое, которое превращается в правое, тьма, которая превращается в свет, и т.д. Где-то я читал, что рав Кук в молодости был очень большим канай, ревнителем. Какую историю рассказывают, он учился, по-моему, в Воложинской ешиве, и там уже начали дуть ветры просвещения, как говорится. И ученики читали всякие некошерные тексты.
Раздел называется «Шестидневная война». Он, конечно, мешихист, но давайте посмотрим, что он скажет. До Шестидневной войны была первая эпоха сионизма. Сионизм без Торы. Основная мотивация была политическая. И это было достаточно, чтобы оправдать сионистское движение в глазах народов и также в глазах народа Израиля. Были какие-то сумасшедшие, которые одевали тфилин, кушали кошер. Но это не было связано с сионизмом. И тогда не было большой разницы между «Мафдаль», «Мапай» (политические партии). В тот период религиозный сионист – это был «мапайник», но с мицвот. И вдруг после Шестидневной войны все изменилось и началась новая эпоха – сионизм с Торой, с религией. И этот этап – это было то, о чем мечтал рав Кук, и его сын это осуществил. Т.е. сплав сионизма с религией – это начало осуществляться только после Шестидневной войны.
Цадиким и баалей тшува. Праведники и баал тшувы. Это вопрос, который рав задавал в самом начале этой книги (Сод аШем). Вопрос был такой, что написано в нашей религиозной литературе, что как только человек представит себе величие Всевышнего, на него сразу нападет страх и трепет. И рав задает вопрос: а что если нет, если человек не чувствует, что на него падает страх и трепет в тот момент, что он думает о Боге? Это интересный вопрос. Я вчера листал, есть сборник статей Шагара по поводу тшувы. Он начинает задавать вопрос тот же самый: где наш религиозный трепет и что с этим делать? Так или иначе, исходная позиция была, что цадик – это тот, кто только задумывается о том, как Бог на него смотрит, и сразу почувствует у себя страх и трепет. И то же самое относительно любви.
Это Шагар, раби Шимон Гершон Розенберг про тшуву. Он говорит о понятии «тшувы» у рабби Нахмана. Первая фраза уже говорит все: «Проблема искренности тшувы». Не знаю, кто это написал, сам Шагар или кто-то из редакторов, потом посмотрим. «Проблема искренности тшувы, впрочем, как и религиозной искренности в общем, заботила очень многих хасидов». Уже над этой фразой можно сидеть очень долго. Проблема искренности тшувы, впрочем, как и проблема религиозной искренности вообще, заботило очень многих хасидов.
Души нашего поколения - души, которым трудно определиться. Евреи они или нет, религиозные они или нет, мужчины они или женщины... Что делать? Рав Ицхак Гинзбург дает ответ (так можно это понять) - что делать таким людям? Учить каббалу! Это люди, душа которых не ведает покоя. И именно такие души найдут покой в каббале. * В наше поколение пришли очень интересные души. И надо понять, как к этому относиться. Я написал сегодня пару постов на эту тему, если кто еще не прочитал. Есть такое выражение у Ребе Рашаба, Ребе Рашаб – это пятый Любавичский Ребе. Он говорит, что когда ставят кастрюлю на огонь, то сильнее всего кипит в конце варки. Ребе Рашаб говорит, что когда в конце варки кипит сильнее всего и то, что внизу, поднимается наверх, то, что вверху, опускается вниз, Ребе Рашаб приводит это как пример на то, что сегодня нет порядка в берурим. Это его выражение: мы не знаем, что быстрее можно исправить, и что наоборот, сложнее исправить. Поэтому, он говорит, все, что Всевышний тебе посылает, делай это. Это язык Ребе Рашаба.
Наши поступления за вторую половину сентября: * Александр * Евген * София * Авраам 1000 шекелей. Всего с начала сент 3500 шек. На проект транскрибаций (анонсы в последнее время) поступило 2100 гривн (200 шек) Увы, это совершенно недостаточно для продолжения проекта. Благодарим всех кто помогает, и просьба поддерживать проект также и в дальнейшем! Шана това!
Странная мысль. Говорят дети которые не плачут маленькими плачут взрослыми. И тогда может весь плач Израиля в пустыне это супер важно и супер позитивно? Как бы воспитателю как раз и надо было заставить ребенка плакать? И отсюда копи пейст на сегодня? Ему надо чтобы мы плакали. Потому что потом растут здоровые дети? * Собственно не нужно даже много думать чтобы понять почему это хорошо. Слезы смягчают сердце. И поэтому вообще не плакавшие дети вырастают чрезвычайно жестокими (и потом плачут взрослыми)
https://www.youtube.com/watch?v=rR_dez2se5c Буква месяца элул это буква йуд. Этот месяц затрагивает что очень глубокое в нашем сердце В этот месяц мы понимаем, что мы так принадлежим Богу, что ничто не может разделить между нами и прервать эту связь. Понятие человек о тшуве базируется на том, что его связь с Богом невозможно разорвать.

Запись опубликована в рубрике: .