Торат Эрец-Исраэль. Тора Земли Израиля.
«И золото той Земли хорошо», - это посук в начале Берешита.
Отсюда мы учим, что нет такой Торы как Тора Земли Израиля. Так говорится Берешит Раба, глава 16. Нет Торы как Тора Земли Израиля.
Говорит рав Кук: «В каждом поколении мы должны любить Тору Земли Израиля».
Вот та Тора, которую мы только что читали, какая это Тора? Земли Израиля или не Земли Израиля? Ответьте сами.
И больше всего мы нуждаемся в этом в нашем поколении. Поколение, полное бурь и переворотов, до поколения увядания и расцвета, когда свет и тьма существуют одновременно, отчаяние и надежда и еще много различных противоположностей.
В таком поколении, которое полно противоречий и этой игры света и тьмы, нам нужна Торат Эрец-Исраэль. Эти противоречия заключены в нем и делают его как вулкан, который не знает покоя.
Этому поколению мы должны дать лекарство, эликсир жизни от учения земли Израиля. Мы должны показать ему величие истины и ясность, которая находится в нашей божественной сокровищнице, в идеях истинной Торы, красоту и возвышенность ее заповедей, практических заповедей, ее согласие с жизнью.
Т.е. мы должны показать этому поколению, что Тора не противоречит жизни, а как раз наоборот. Это он называет Торат Эрец-Исраэль. Т.е. Тора как противоречащий жизни фактор, как прекрасно описал рав Ицхак Гинзбург, - это галутная Тора. Тора Эрец-Исраэль – это Тора, которая возвышает, Тора, которая ведет к жизни.
Все это можно попробовать и почувствовать только в Торе Земли Израиля. Наше поколение способно воспринять и должно воспринять идеи, в которых есть живая, свежая жизнь и величие.
Т.е. наше поколение создано для великих идей и для живых идей, и для свежих идей.
Вещи сморщенные и уменьшенные уже не берут наше сердце, уже не интересны. Социальная наклонность очень усилилась. Все мы должны показать ему в общественном аспекте, с точки зрения потока жизни народа в целом.