Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Еще оцифровка

Еще оцифровка

Я хочу начать со Штейнзальца. Эта книжка называется «Мой любимый сын Эфраим». Это его статьи, лекции на общественные темы. Я когда-то обнаружил эту книжку в иешиве Штейнзальцевской, сосканировал ее и время от времени читаем.

Есть дорога, золотой путь. Золотой путь и дорога для лошадей, так это называется. Статья 58-го года. Золотой путь – это означает средний путь по-простому. Это средний путь между крайностями, между противоположностями, и это основа Рамбама, Рамбамовской системы. Этической системы, скажем так.

Рамбам говорит о том, что надо устраняться от крайностей и надо идти по среднему пути. И это есть самое лучшее, как для человека вообще, так и для еврея в частности. Любое отклонение в сторону крайности, даже та сторона, которая обычно считается благом, пользой, он считает, что это очень плохо. Иногда человек начинает идти по какому-то пути, а потом говорит: «А есть еще лучше вариант». Как написано: не меняй хорошее на плохое и плохое на хорошее, выбрал путь — иди.

Так или иначе, Рамбам говорит, что средний путь – самый лучший путь, и это называется золотой путь. Средний путь – это самый лучший путь. Хабад на самом деле говорит то же самое. Что такое Хабад? Это средний путь. Так Ребе говорит в очень многих местах, что Хабад – это средний путь.

Этим отличается мир тикун от мир хаос. Мир хаоса – это кцавот, это крайности – или совсем гвура, или совсем хесед, или милость ко всем, или жестокий суд ко всем. Хабад – это мир тикун, это средний путь.

С другой стороны, мы можем видеть, например, Раби Менахем-Мендл из Коцка, он говорит совсем по-другому. Когда Ребе спросил, почему он такой кицони, почему он такой фанатик в своих идеях, в своих путях, он показал вопрошающему окно. В окне видно, как лошади идут по дороге. Он ему говорит: «Смотри, по двум крайним сторонам ходят люди, а посередине идут только лошади». Ребе из Коцка говорит, что средний путь – это путь для лошадей, для животных, а люди должны выбрать крайность, ту или другую, а если нет, то они лошади Ну и кто из них прав?

Два таких подхода относительно того же самого вопроса – это кажется совершенно невозможным. И на первый взгляд невозможно их помирить. Однако, тем не менее, это необходимо – или идти по Рамбаму, или идти по Коцкеру.

Иногда мы можем предположить, что есть в иудаизме различные подходы по многим вопросам и то же к этому вопросу. В конечном счете, все зависит от души человека, у кого душа к чему больше склоняется.