Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Хайдеггер и Левинас

На вчерашнем уроке по Левинасу — продолжали слушать уроки Эли Шейнфельда. Значительная часть урока была посвящена Хайдеггеру и отношениям Левинаса с Хайдеггером.

Левинас продолжает называет его "величайшим философом 20 века", говорит, что без него он бы не написал своих книг. При этом — никакой связи. Никакого прощения. "Можно простить другим — но Хайдеггеру я не готов простить" — так говорит Левинас.

Хотя Хайдеггер не ходил по концлагерям с автоматом. Он "всего лишь" в 1933 году занимал должность ректора университета. И активно поддерживал нацизм в тот период.

И все равно Левинас не прощает ему, и не встречается с ним до конца жизни.

Об этом говорилось на уроке.

Дальше мои размышления. Вроде бы Левинас проповедует гуманизм? Видеть в глазах другого бесконечность? И не готов простить "ошибку" своего учителя?

Мы пытались на уроке предложить какую то интерпретацию этому факту.

Но может быть, это прежде всего значит, воспринимать вещи всерьез?

Наверное и Хайдеггеру было бы проще всего раскаяться, и признать свои ошибки. Но он этого не делает. И ученик тоже не прощает.

Может, потому что они живут всерьез? Для большинства из нас попросить прощения это как два пальца об асфальт. А хорошо ли это? Не означает ли эта легкость прощения также легкость и несерьезность отношения к жизни?

Мы как то говорили, что цадик воспринимает мир всерьез. И людей он тоже всерьез воспринимает. А "духовный человек" — "как мякина которую несет ветер" — ничего не воспринимает всерьез. Ни себя, ни других.

Есть такие люди — их много — они смотрят на окружающих как на кошек, наверное. А цадик воспринимает людей всерьез.