На вчерашнем уроке по Левинасу - продолжали слушать уроки Эли Шейнфельда. Значительная часть урока была посвящена Хайдеггеру и отношениям Левинаса с Хайдеггером.
Левинас продолжает называет его "величайшим философом 20 века", говорит, что без него он бы не написал своих книг. При этом - никакой связи. Никакого прощения. "Можно простить другим - но Хайдеггеру я не готов простить" - так говорит Левинас.
Хотя Хайдеггер не ходил по концлагерям с автоматом. Он "всего лишь" в 1933 году занимал должность ректора университета. И активно поддерживал нацизм в тот период.
И все равно Левинас не прощает ему, и не встречается с ним до конца жизни.
Об этом говорилось на уроке.
Дальше мои размышления. Вроде бы Левинас проповедует гуманизм? Видеть в глазах другого бесконечность? И не готов простить "ошибку" своего учителя?
Мы пытались на уроке предложить какую то интерпретацию этому факту.
Но может быть, это прежде всего значит, воспринимать вещи всерьез?
Наверное и Хайдеггеру было бы проще всего раскаяться, и признать свои ошибки. Но он этого не делает. И ученик тоже не прощает.
Может, потому что они живут всерьез? Для большинства из нас попросить прощения это как два пальца об асфальт. А хорошо ли это? Не означает ли эта легкость прощения также легкость и несерьезность отношения к жизни?
Мы как то говорили, что цадик воспринимает мир всерьез. И людей он тоже всерьез воспринимает. А "духовный человек" - "как мякина которую несет ветер" - ничего не воспринимает всерьез. Ни себя, ни других.
Есть такие люди - их много - они смотрят на окружающих как на кошек, наверное. А цадик воспринимает людей всерьез.