До меня потихоньку доходит что хочет сказать Левинас в самом начале "тотальности и трансцендентности", судя по лекциям Эли Шейнфельда. Во-первых, говорит Левинас, хватит врать и обманывать себя и других. Хватит быть наивными! В чем выражается вранье и наивность? В понятии (философская) "этика"! Почему это вранье и наивность? Потому что война отменяет мораль. Война это отмена основного запрета "не убий". Война это разрешение убивать. Ну и? Дело в том, что политика это тоже война. Другими средствами. И бизнес тоже война. Какой вывод? Реальный мир устроен иначе! Теоретическая этика не работает.
Следовательно классическая этика это обман и самообман.
Если этика это обман то что же не обман?
Кажется это вопрос, ответ на который он ищет.
Есть ли твердая почва, на которую можно опереться после Катастрофы, когда этика, в которую мы верили - оказалась обманом?
* На личной ноте. Я очень хорошо помню тот момент своей жизни, ту резкую и пронзительную боль, когда я вдруг понял, что все, во что я верил оказалось обманом. Все, во что я верил до сих пор - оказалось обманом! Это не так работает! Я тридцать лет обманывал себя! Этот момент, примерно лет 10-15 назад - я начал искать другой иудаизм, другую точку опоры. Слово "наивность" очень подходит. Иудаизм без наивности. Реальный иудаизм, не на уровне деклараций.