Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вчера вечером читали Мевораха (поднимется позже)

Вчера вечером читали Мевораха (поднимется позже). Очень ясное понимание, что религиозный означает прежде всего сумасшедший. Не бывает "нормальных" религиозных. Если религиозный — значит сумасшедший. Не имеется в виду религия как "эйхут хаим" — просто привычный образ жизни это не "религия" в точном смысле. Многие люди считают себя "религиозными" но это просто образ жизни, привычка, "мицват анашим мелумада". А вот что такое настоящая религиозность? Меворах отвечает: настоящая религиозность это настоящее сумасшествие. Удивительно, но Рамбам пишет по сути, именно это, когда говорит, что любовь к Всевышнего это "болезнь" (собственно на этих словах Рамбама и основывается Меворах). Дальше рассуждение следующее: подобно тому, как любовь это болезнь — "больна любовью я" — в Шир аШирим — так и релииозность это болезнь. Патология. Кстати, патология в обе стороны. Там, наверху, теологическое тоже означает патологическое. Поэтому Сверху приходят идеи типа "возьми своего сына и зарежь". То есть это двусторонняя патология — как у верующего это патология, так и у того, что принято называть "Богом" это патология — со сценами ревности, попыткой уничтожить мир, стереть Израиль с лица земли и т.п. — то есть Танах прекрасно и откровенно описывает это "патологическое" в теологическом. Меворах пользуется термином "пато-теология", для обозначения этой "патологической теологии"

По дороге вспомнил некоторые аналогии из рава Гинзбурга: "пророк называется сумасшедшим" — это раз.

"Коах амедаме" — сила воображения — о которой говорит рабби Нахман и рав Гинзбург . В воображении смешаны истина и ложь, монотеизм и язычество.

Рав Кук видит основу религии в том, чтобы к этому потоку воображения применять "фильтр" разума. Без этого религия превращается в язычество.

Похоже что это та же самая идея — и у рава Кука, и у рабби Нахмана, и у рава Гинзбурга — что верующий постоянно находится на грани сумасшествия.

Кстати, Баал Шем Тов говорил, что он ощущает себя постоянно на грани пропасти. Может это то же самое.

Какой вывод? Меворах говорит о том, что требуется "постоянная война". Как у Бродского: "все для того, чтобы не сойти с ума".

Это "религиозное" состояние.

Понятно, что это вообще никак не относится к тому, что большинство называет "религией". Ближайшая аналогия, как мы сказали — это влюбленность, заставляющая человека совершать безумные поступки.

Фишка иудаизма — это уметь в последний момент отвернуть. Занести нож над любимым сыном, и услышать голос: "не трожь своего сына, замени его на барана"

Тот кто режет своего сына — язычник и убийца. Тот кто умеет отвернуть — еврей, иври.

А большинство не слышит никаких голосов — ни голоса "возьми своего сына", и ни голоса "не трожь своего сына", и это просто привычка, по ошибке называющейся "религией"…